30.11.2010
Херман ван Ромпей – первый постоянный Президент Европейского Совета, эта должность была учреждена в Лиссабонском договоре. На очередном саммите ЕС в конце октября ему предстояло стать арбитром при обсуждении франко-немецкого предложения о реформе Пакта о стабильности и экономического управления ЕС. Об этом и о других текущих проблемах Херман ван Ромпей рассказал в эксклюзивном интервью каналу Еuronews.
- Господин Президент Европейского Совета, добро пожаловать на euronews. Какова Ваша роль сейчас, при обсуждении реформы Пакта о стабильности, предложенной Парижем и Берлином на саммите в Довилле?
- Ну, у этих двух стран позиция такая, другие придерживаются иных взглядов. Моя роль – в том, чтобы найти между ними компромисс, а не навязывать мои собственные мнения. Такое выпячивание моих взглядов вперед сделает компромисс или консенсус невозможным, так что я никогда на это не пойду.
- Но что Вы думаете о сути Довилльских предложений?
- В последние дни часто приходится слышать, что в Довилле Саркози и Меркель якобы договорились о смягчении режима внутриевропейских санкций. Но это абсолютно не так, в Довилле они лишь повторили то, что и так заложено в Лиссабонском договоре. Они предложили передать механизм наложения санкций Европейскому совету – но ведь и в тексте договора указано, что решение о формальном превышении дефицита принимается Советом министров, то есть 27-ю странами с тем или иным большинством. Так что и то, что было озвучено в Довилле, и предложения нашей рабочей группы по экономическому управлению не выходят за рамки Лиссабонского договора.
- После встречи в Довилле также говорилось, что Германия предлагает отказаться от автоматического характера санкций или, по крайней мере, от определенной формы этого автоматизма, поскольку немецкие предложения по реформе Договора указывают на необходимость создания своего рода Европейского валютного фонда, который позволил бы реструктурировать долги. Что Вы думаете по этому поводу?
- Ну, меня в Довилле не было, так что о содержании тех предложений я говорить не могу. Но в рамках деятельности рабочей группы по экономическому управлению, во главе которой стою я, мы говорили о постоянном антикризисном механизме – вы знаете, сейчас есть временный механизм, эти широко известные 750 миллиардов, по которым мы договорились в начале мая. Но если мы хотим, чтобы этот фонд продолжал работать после 2013 г., нужно придать ему некий постоянный характер, но постоянным он должен быть при определенных условиях – так, упоминалась возможность участия частного капитала.
- А, как по-Вашему, мы не идем к созданию двух раздельных еврозон – одной внутри другой, движущихся на разных скоростях?
- Да нет, все как раз наоборот, наша цель – прийти к большей конвергенции в зоне евро, к синхронному экономическому развитию, к конвергентной экономической политике – именно поэтому мы и работаем над системой экономического управления. И доклад нашей рабочей группы как раз указывает, что мы можем этого всего добиться – так что сейчас нужно претворить выводы этого доклада в жизнь, наполнить его конкретным содержанием.
- Но если использовать проценты по кредитам как инструмент, скажем, санкций – тогда мы идем к различиям в политике в отношении тех или иных стран еврозоны…
- Ну да, сейчас, действительно, такая ситуация…
- Но и в будущем тоже, если говорить о реструктурировании долга…
- Я об этом не говорю…
- Но другие говорят…
- Разница в ставках, под которые странам приходится занимать деньги на внешних рынках, на мой взгляд, носит временный характер. Как только доверие к некоторым странам восстановится, то спрэд, как говорят финансисты, разница между ставкой для этой страны и, скажем, немецкой, сократится – но нужно, чтобы сначала на рынки вернулось доверие. А оно не вернется, если не будут видны конкретные достижения в экономическом и бюджетном плане, так что рынки ждут результатов. Например, по Греции первые данные выглядят обнадеживающе, оценки Еврокомиссии, Европейского Центробанка и МВФ носят позитивный характер, однако ослаблять усилий нельзя, и так еще на протяжении двух-трех лет.
Греции был выделен пакет в 110 млрд. евро на покрытие нужд нынешнего непростого периода, когда необходимо начинать тяжелые реформы – и греческое правительство это делает, даже противостоя множеству проблем внутреннего характера, социальных, политических… Но Греция не сворачивает с этого пути. И то же самое касается и других стран: Испании, Португалии, Франции, там тоже ведутся реформы, которые не пользуются популярностью, но правительства этих стран обладают достаточной смелостью для принятия таких непростых мер.
- Чего Вы ждете от саммита ЕС-США в Лиссабоне – и насколько плодотворно ваше сотрудничество с администрацией Обамы?
- На американских властях, несомненно, лежит огромная ответственность – перед страной, но и перед миром также, они начали обширную программу бюджетного стимулирования, что благотворно сказывается и на мировой экономике – но очевидно, конечно, что, как и другим странам, Соединенным Штатам придется постепенно сокращать их дефицит.
- И последний вопрос: как по-Вашему, придется ли европейцам привыкать к повышению пенсионного возраста?
- Ну, как мне кажется, эта тенденция сейчас распространяется по всей Европе и всему развитому миру: работать придется дольше, карьеры станут удлинняться, это скажется и на возрасте выхода на пенсию – но и в общем плане нам придется работать больше для поддержания нашей социальной модели. Но важно также, чтобы этому сопутствовал повышенный экономический рост, структурное укрепление экономики – вот почему необходимо повышать производительность труда, инвестировать в инновации, в образование: все это пойдет на пользу общему делу.
Просмотров: 1562
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Последние интервью:
-
23.11.2010
-
16.11.2010
-
09.11.2010
-
03.11.2010
-
26.10.2010