Жан-Поль Коста: «Соблюдение прав человека - это вечная проблема» | События в Евросоюзе
читайте нас: RSS E-mail Twitter
Главная
-
Интервью
-
Жан-Поль Коста: «Соблюдение прав человека - это вечная проблема»
23.11.2010
Жан-Поль Коста занимается вопросами прав человека. Этот опытный французский судья работает в Страсбурге, где он исполняет обязанности председателя Европейского суда по правам человека и где он любезно принял журналиста канала euronews, чтобы ответить на несколько вопросов.

Европейский суд по правам человека сегодня может призвать к ответственности любого из граждан 47-ми стран-членов Совета Европы.

В этом году исполнилось 60 лет с того момента, как по окончании Второй мировой войны 10 стран-основателей Совета Европы подписали в Риме Европейскую Конвенцию «О Защите прав человека».

- Жан-Поль Коста, здравствуйте и добро пожаловать на Евроньюс. Как бы Вы охарактеризовали ситуацию с правами человека в Европе в конце 2010 года?

- Существует некоторая деградация, обусловленная, главным образом, двумя явлениями: террористические угрозы, которые вынудили европейские государства реагировать в области безопасности, а также экономический и финансовый кризис. А это означает, что многие государства сейчас имеют экономические и социальные приоритеты, которые далеки от защиты прав и свобод. Но, тем не менее, в целом, картина не так уж плоха. И, в частности, европейские страны больше не сталкиваются с диктаторскими режимами и практически нет внутренних или гражданских войн. И это положительно отражается на правах человека.

- Европейцы придают слишком большое значение правам человека в международных отношениях, это мы слышим всё чаще здесь и там. Что Вы об этом думаете?

- Это правда, европейские государства очень часто говорят о том, что нужно выдвинуть права человека на первый план, чтобы страны за пределами Европы уважали эти права, чтоб отменили смертную казнь, и т.д. Но на самом деле, как только речь заходит об экономических переговорах, коммерческом и финансовом сотрудничестве, ясно, что об этих заявлениях предпочитают на какое-то время забыть. Так что, я думаю, на самом деле, это вечная проблема. Когда речь идёт о ведении международной политики в краткосрочной перспективе и при этом планка поднимается слишком высоко, то есть, до европейских стандартов, то основные страны, с которыми Европа должна вести переговоры, могут воспротивиться и это мешает продуктивности сотрудничества.

- Вы председатель Европейского Суда с 2007-го года. Какие основные проблемы рассматривались с тех пор в суде? Какие изменения были внесены?

- Мы рассматриваем все больше и больше вопросов, касающихся биологии, биоэтики, искусственного оплодотворения, а также проблемы усыновления или однополых браков… Наконец, все эти социальные проблемы, которые государства могут решать более или менее хорошо на национальном уровне, они тоже почему-то оказываются в Европейском Суде. И вторая проблема, которая является довольно интересной, это растущее влияние религиозных вопросов, отношения между религией и государством. Не так давно были приняты решения о вопросах ношения паранджи. Конечно, в связи с этим возникнут проблемы в некоторых странах. Мы уже получили заявки по вопросам о минаретах в Швейцарии, которые еще не рассмотрены, но находятся в стадии изучения. И я мог бы привести много других примеров, которые касаются не только ислама, но и нескольких основных религий, которые практикуются в Европе

И еще одна проблема, которая в настоящее время рассматривается (слушание состоялось в конце июня), – вопрос наличия распятий в школьных классах в Италии. Итак, вы видите, что со всеми этими вопросами, которых не было или почти не было 5 или 10 лет назад, Европейскому Суду по правам человека в настоящее время приходится сталкиваться.

- Как Вы объясните рост числа таких обращений религиозного характера в Суд?

- Видите ли, с одной стороны, отношения между религиями и государствами стали более проблематичными, более сложными и напряженными. А с другой стороны, государства, национальные законодательные органы, правительства, парламенты не могут решить эти проблемы удовлетворительно, и, следовательно, обращаются в Европейский Суд по правам человека, чтобы как-то обобщить решение этих проблем. И это нелегко. Нести такую ответственность для нашего Суда очень интересно и почётно. Но я могу вам сказать, что в моей практике и в нашей повседневной практике это не всегда легко.

- Каков Ваш анализ перспективы того, как ЕС будет придерживаться Европейской конвенции «О защите прав человека»?

- Когда Конвенция вступит в силу, как предусмотрено в Лиссабонском договоре, который согласовал принцип присоединения, а XIV протокол Конвенции подтвердил это решение, но, как вы знаете, остается ещё внедрить практические меры, урегулировать некоторые существенные правовые проблемы, так вот, когда всё это будет приведено в действие, я думаю, что это пойдёт на благо всей Европы, 27-ми странам Европейского Союза, 47-ми странам Совета Европы и, наконец, 800-м млн. европейских граждан, которые наконец-то получат единое пространство в правовой и судебной сферах.

- Европейская Конвенция «О защите прав человека» и Хартия основных прав Европейского Союза – эти документы конкурируют или дополняют друг друга?

- Скорее взаимодополняют, потому что Хартия основных прав Европейского Союза, которая была разработана в 2000 году и вступит в силу также с Лиссабонским договором, в какой-то мере представляет собой более современную и полную версию Европейской Конвенции. В ней затрагиваются вопросы, которые не существовали 50-60 лет назад, такие, например, как охрана окружающей среды, информационные технологии, интернет или опять же прогресс в области биологии, биомедицины. Она является более полной, поскольку затрагивает некоторые социальные права, которые не были затронуты в Европейской конвенции «О защите прав человека» 1950-го года. Речь идёт о взаимодополняемости. Это вовсе не означает, что работа Европейского Суда будет идти сугубо в рамках Хартии основных прав Европейского Союза, которая предусмотрена только для 27-ми стран. Но уже и теперь мы прибегаем к принципам Хартии каждый раз, когда она показала себя эффективной в улучшении защиты прав и свобод. Она является как бы источником «смягчённого закона», и это означает, что она не обязательна и не окончательна для нашей инстанции. Но это очень интересный источник вдохновения.

- Мы отметили 60-ую годовщину Европейской Конвенции «О защите прав человека». Как Вы представляете роль суда ещё через 60 лет?

- Логичным будет утверждать, что за 60 лет можно сделать немало… Меня, вероятно, уже не будет здесь, чтобы увидеть, прав я был или нет… Я думаю, что суд сохранит свою постоянную роль, но она будет как бы второстепенной. То есть, суд будет выносить решения только по наиглавнейшим проблемам, а государства, я думаю, примут законодательные и судебные меры для решения большинства вторичных вопросов о правах и свободах. Такой сценарий кажется мне довольно оптимистичным и достаточно правдоподобным.


Просмотров: 1974
Оригинал: ru.euronews.net

опубликовать в социальных сетях:
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter

Добавить комментарий
Имя
E-mail не публикуется
Web-сайт
Комментарий
15 – 5 = ?