Использование понятия «уголовное право ЕС» является условным.
Объясняется это тем, что именно как такового уголовного права Евросоюза в
традиционном понимании на данный момент не существует.
Существующая трехопорная структура Европейского Союза,
разграничивает политики, отнесенные к компетенции ЕС, предусматривает
различные принципы и методы правового регулирования правоотношений в
пределах отдельных опор.
В соответствии со статьей 34 (2) ДЕС, Совет Евросоюза должен принимать
меры и содействовать сотрудничеству, направленному на достижение целей
ЕС, используя надлежащие формы и процедуры.
Амстердамским договором определены две основные формы сотрудничества в
борьбе с преступностью: полицейское и судебное (процессуальное).
Ограниченность национальной уголовной и уголовно-процессуальной
юрисдикции государственными границами, несостоятельность в связи с этим
самостоятельно осуществлять производство по уголовным делам с т.н.
«иностранным элементом» заставляет государства вступать в международные
отношения по предоставлению правовой помощи в расследовании, судебном
рассмотрении уголовных дел и выполнении принятых процессуальных решений.
Европейский Совет принял в 1997 году План действий по борьбе с
организованной преступностью, который был подготовлен на высоком уровне
группой экспертов из стран-членов Евросоюза.