Понятие и история становления уголовного права ЕС | События в Евросоюзе
читайте нас: RSS E-mail Twitter
Главная
-
База знаний
-
Уголовное право Евросоюза
-
Понятие и история становления уголовного права ЕС
Использование понятия «уголовное право ЕС» является условным. Объясняется это тем, что именно как такового уголовного права Евросоюза в традиционном понимании (как системы юридических норм, которыми устанавливаются принципы уголовной ответственности, виды преступлений и наказания за их совершение) на данный момент не существует. Речь может вестись только о виде так называемого транснационального уголовного права - системы международно-правовых норм, которые направленны на регламентацию уголовно-правовых вопросов национальной уголовной юрисдикции и экстрадиции, а также на гармонизацию криминализации наиболее значимых в правовом пространстве ЕС правонарушений и установления наиболее эффективных уголовных санкций. Кроме того, уголовное право ЕС на данный момент охватывает и вопрос наднациональных правовых норм, регламентирующих:
  • сотрудничество органов юстиции и полиции;
  • оптимизацию функционирования национальных правоохранительных и судебных систем, а также обеспечение гарантий прав человека в уголовном судопроизводстве.
Таким образом, уголовное право ЕС не является внутригосударственным уголовным правом, как и международным уголовным правом, а выступает одним из видов регионального транснационального уголовного права в материально-правовом и процессуальном смысле.

Учитывая, что Европейский Союз действует как единая институциональная структура, объединяющая три «Опоры»: Сообщество, общую внешнюю политику и безопасность (ОВПБ), сотрудничество полиций и судов в криминальной сфере, существует позиция о выделении двух уровней проявления уголовного права ЕС:
  1. Гармонизации положений уголовного права правовыми средствами первой опоры (из-за применения принципа лояльной сотрудничества и посредством регламентов и директив).
  2. Механизмов, институтов межправительственного сотрудничества государств-членов ЕС по вопросам уголовного права и процесса.
В частности, ст. 29 ДЕС предусматривает осуществление мероприятий, направленных на: тесное сотрудничество полицейских, таможенных и других компетентных органов стран-участниц, непосредственное или через Европейское полицейское ведомство (Европол) тесное сотрудничество судебных и других компетентных органов государств-членов, в частности через Европейское подразделение судебного сотрудничества ( Евроюст), в случае необходимости, норм уголовного права государств-членов.

Исследователи отмечают неоднородность уголовного права ЕС и выделяют следующие его составляющие:
  1. Административно-уголовное право ЕС (запреты права Евросоюза и процессуальные правила по формально-правовым и политическим, но не сущностным причинам называются «административно-правовыми», а не «уголовно-правовыми»).
  2. Нормы права ЕС, которые относятся  к уголовному праву и процессу и в основном требуют от национальных уголовно-правовых систем осуществления мероприятия определенным образом.
  3. Уголовно-процессуальное право ЕС - система норм права ЕС, определяющая стандарты производства по уголовным делам и статус отдельных его субъектов, регламентирует судебное (процессуальное) сотрудничество по уголовным делам путем предоставления правовой помощи в расследовании или судебном рассмотрении уголовных дел, исполнения уголовно-процессуальных решений.
  4. Проект норм единого европейского уголовного права (Corpus Juris).
История становления уголовного права ЕС

На время создания Европейских сообществ вопросы, касающиеся сферы уголовной юстиции (уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права) не стояли, в связи с исключительно экономическим интересом в существовании указанных Сообществ. Однако со временем исключительно экономические цели Европейских Сообществ эволюционировали. Фактором, что негативно повлиял на рост транснациональной преступности и обострил проблему обеспечения внутренней безопасности (особенно на этапе принятия новых членов ЕС), стала новая правовая природа Европейского Союза, основанная на свободе передвижения товаров, лиц, услуг, капитала, едином гражданстве.

Сотрудничество государств в области уголовного права на территории современного Европейского Союза прошло ряд этапов.

Первый этап охватывает 50-70-е годы ХХ века. Он связан с созданием внутреннего рынка без границ на основании учредительных договоров и усилением транснациональной преступности, которая быстро отреагировала на новые возможности. Заключенный в 1957 г. ДЕЕС не содержал каких-либо положений о сотрудничестве государств-членов в области юстиции и внутренних дел, объединенная Европа довольствовалась существующими в рамках Совета Европы механизмами сотрудничества в уголовно-правовой сфере.

Многосторонние специальные конвенции о сотрудничестве в уголовно-правовой сфере, заключенные государствами под эгидой Совета Европы, унифицировали существующие в тот период международно-правовые направления и формы противодействия преступности.

Сотрудничество по вопросам безопасности усилилось с формированием в 1970 институционального механизма - Европейского политического сотрудничества, который был создан, главным образом, с целью координации внешней политики и безопасности членов Сообществ, а Мюнхенская трагедия 1972 обозначила необходимость объединения их внутренних политик в сфере юстиции и внутренних дел. Европейским советом 1-2 мая 1975 г. было принято решение о создании группы TREVI с участием должностных лиц министерств юстиции и внутренних дел государств Европейского Сообщества для координации контртеррористических мер. Со временем ее функции были расширены и распространены на регулирование иммиграции, визовую политику, пограничный контроль, противодействие распространению наркотиков.

Второй этап (80-е начало 90-х годов ХХ века) связывается с курсом на координацию политики в области внутренних дел, в частности по созданию Шенгенского пространства. 14 июня 1985 г. правительства пяти государств (Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и Германии) подписали Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах («Шенгенское соглашение»). Указанный документ установил необходимость гармонизации законодательства государств-участников в сфере предупреждения преступлений и розыска преступников, применения соглашений о процедуре выдачи и осуществления борьбы с преступностью путем предоставления полицейским права преследования с помощью механизмов коммуникации и международной правовой помощи. Позже указанными странами был заключен уже международный договор – Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14.05.1985 г. о постепенной отмене проверок на общих границах.

Кроме того, в этот период создается Европейский комитет по борьбе с наркотиками (CELAD) и специальная группа по проблемам иммиграции (Ad hoc Immigration Group of Senior Officials).Достижения по вопросам сотрудничества в борьбе с терроризмом, преступностью были обобщены в ЕЕА (Едином Европейском акте) и добавленной к нему Политической декларации в 1986 г. Несмотря на то, что ЕЕА четко не определял круг лиц, которые имеют право на свободу передвижения, методы и гарантии обеспечения такой свободы, несмотря на то, что сотрудничество оставалось на межправительственном уровне, важным было то, что государства ЕЭС заявили о своем намерении выработать общий подход к юстиции и внутренних дел.

Важным следующим шагом стала Дублинская конвенция 1990 г., целью которой было устранение противоречий государствами Сообщества в вопросе о предоставлении политического убежища.

Маастрихтским договором 1992 года, с которым связывается третий этап развития уголовного права ЕС, не только сформировал трехопорную структуру ЕС, но и определил основные положения сотрудничества между членами ЕС в области внутренних дел и юстиции, к которым были отнесены:
  • политика предоставления политического убежища;
  • контроль над внешними границами Союза;
  • иммиграционная политика;
  • таможенное сотрудничество, сотрудничество по вопросам гражданского и уголовного судопроизводства, сотрудничество полицейских служб и создание Европола.
На Межправительственной конференции 1996-1997 гг., с которой связывается начало четвертого этапа, было предложено «коммунитаризироваты» такие сферы внутренних дел и юстиции, как предоставление политического убежища, иммиграция и охрана общих границ, сотрудничество в гражданских делах. Главным достоянием конференции стало предложение создать Европейское пространство свободы, безопасности и правосудия, что обусловило заключение в 1997 г. Амстердамского договора.

Амстердамский договор полностью изменил Раздел VI Маастрихтского договора. Предмет третьей опоры, охватывающий сотрудничество в области юстиции и внутренних дел, был сужен до сотрудничества судебных и полицейских органов в уголовных делах, оставив межправительственный метод сотрудничества. Таким образом, предполагалось тесное сотрудничество полицейских сил, а также судебных и таможенных органов. Расширено было понятие полицейского сотрудничества, в том числе путем предоставления Европейскому полицейскому ведомству полномочий, которые позволяли ему проводить и координировать расследования конкретных дел, разрабатывать методику оказания помощи национальным полицейским органам в расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группировками.

Ключевым в развитии уголовного права ЕС стал пятый этап, начатый внеочередным саммитом Европейского Союза в финском городе Тампере, который состоялся 15-16 октября 1999 года. Достоянием Тамперського саммита была формулировка Европейского уголовно-правового пространства, что изменило представление о государственном суверенитете. Несмотря на то, что Европейский Союз не имеет собственной территории (ею владеют только государства-члены ЕС), тем не менее создается единое правовое пространство - пространство «свободы, безопасности и справедливости». Таким образом, как только решение вступает в законную силу на территории одного из государств-членов Евросоюза, это решение непосредственно вступает в законную силу на всем пространстве ЕС.

По результатам дискуссий саммит принял «Выводы» (известные еще как «Вехи Тампере», в которых были сформулированы приоритетные направления деятельности:
  • иммиграционная политика и предоставления политического убежища;
  • создание европейского правового пространства (в частности, улучшение доступа к правосудию в Европе, утверждение принципа взаимного признания судебных решений, существенное сближение гражданского права);
  • усиление борьбы с преступностью (путем предупреждения преступности на уровне ЕС; активизации сотрудничества в борьбе с преступностью; принятия специальных мер по противодействию отмыванию «грязных» денег) и т.д.
Для реализации указанных приоритетных направлений было разработано специальное «расписание Тампере» (Tampere Scoreboard) по аналогии с графиком, которого придерживались Сообщества при выполнении плана создания Общего рынка.

События 11 сентября 2001 заставили страны ЕС пересмотреть сроки выполнения расписания Тампере и реализации мероприятий по созданию европейского пространства свободы, безопасности и правосудия. На внеочередном саммите ЕС 17-21 сентября 2001 года был принят План действий по борьбе с терроризмом, который предусматривал усиление полицейского и судебного сотрудничества; разработку международно-правовой базы для антитеррористических действий; противодействие финансированию террористических организаций через директиву об отмывании денег, усиление требований к безопасности авиационных рейсов. На экстренном заседании Совета министров внутренних дел и юстиции были приняты решения о расширении мандата Европола, начало работы Евроюста, внедрение европейского ордера на арест, сформулировано общее определение понятия терроризма и приведены санкции против него.


Просмотров: 1473
Источники: sites.google.com

поделитесь информацией:
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter