Использование понятия «уголовное право ЕС» является условным. Объясняется это тем, что именно как такового уголовного права Евросоюза в традиционном понимании (как системы юридических норм, которыми устанавливаются принципы уголовной ответственности, виды преступлений и наказания за их совершение) на данный момент не существует. Речь может вестись только о виде так называемого транснационального уголовного права - системы международно-правовых норм, которые направленны на регламентацию уголовно-правовых вопросов национальной уголовной юрисдикции и экстрадиции, а также на гармонизацию криминализации наиболее значимых в правовом пространстве ЕС правонарушений и установления наиболее эффективных уголовных санкций. Кроме того, уголовное право ЕС на данный момент охватывает и вопрос наднациональных правовых норм, регламентирующих:
Учитывая, что Европейский Союз действует как единая институциональная структура, объединяющая три «Опоры»: Сообщество, общую внешнюю политику и безопасность (ОВПБ), сотрудничество полиций и судов в криминальной сфере, существует позиция о выделении двух уровней проявления уголовного права ЕС:
Исследователи отмечают неоднородность уголовного права ЕС и выделяют следующие его составляющие:
На время создания Европейских сообществ вопросы, касающиеся сферы уголовной юстиции (уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права) не стояли, в связи с исключительно экономическим интересом в существовании указанных Сообществ. Однако со временем исключительно экономические цели Европейских Сообществ эволюционировали. Фактором, что негативно повлиял на рост транснациональной преступности и обострил проблему обеспечения внутренней безопасности (особенно на этапе принятия новых членов ЕС), стала новая правовая природа Европейского Союза, основанная на свободе передвижения товаров, лиц, услуг, капитала, едином гражданстве.
Сотрудничество государств в области уголовного права на территории современного Европейского Союза прошло ряд этапов.
Первый этап охватывает 50-70-е годы ХХ века. Он связан с созданием внутреннего рынка без границ на основании учредительных договоров и усилением транснациональной преступности, которая быстро отреагировала на новые возможности. Заключенный в 1957 г. ДЕЕС не содержал каких-либо положений о сотрудничестве государств-членов в области юстиции и внутренних дел, объединенная Европа довольствовалась существующими в рамках Совета Европы механизмами сотрудничества в уголовно-правовой сфере.
Многосторонние специальные конвенции о сотрудничестве в уголовно-правовой сфере, заключенные государствами под эгидой Совета Европы, унифицировали существующие в тот период международно-правовые направления и формы противодействия преступности.
Сотрудничество по вопросам безопасности усилилось с формированием в 1970 институционального механизма - Европейского политического сотрудничества, который был создан, главным образом, с целью координации внешней политики и безопасности членов Сообществ, а Мюнхенская трагедия 1972 обозначила необходимость объединения их внутренних политик в сфере юстиции и внутренних дел. Европейским советом 1-2 мая 1975 г. было принято решение о создании группы TREVI с участием должностных лиц министерств юстиции и внутренних дел государств Европейского Сообщества для координации контртеррористических мер. Со временем ее функции были расширены и распространены на регулирование иммиграции, визовую политику, пограничный контроль, противодействие распространению наркотиков.
Второй этап (80-е начало 90-х годов ХХ века) связывается с курсом на координацию политики в области внутренних дел, в частности по созданию Шенгенского пространства. 14 июня 1985 г. правительства пяти государств (Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и Германии) подписали Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах («Шенгенское соглашение»). Указанный документ установил необходимость гармонизации законодательства государств-участников в сфере предупреждения преступлений и розыска преступников, применения соглашений о процедуре выдачи и осуществления борьбы с преступностью путем предоставления полицейским права преследования с помощью механизмов коммуникации и международной правовой помощи. Позже указанными странами был заключен уже международный договор – Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14.05.1985 г. о постепенной отмене проверок на общих границах.
Кроме того, в этот период создается Европейский комитет по борьбе с наркотиками (CELAD) и специальная группа по проблемам иммиграции (Ad hoc Immigration Group of Senior Officials).Достижения по вопросам сотрудничества в борьбе с терроризмом, преступностью были обобщены в ЕЕА (Едином Европейском акте) и добавленной к нему Политической декларации в 1986 г. Несмотря на то, что ЕЕА четко не определял круг лиц, которые имеют право на свободу передвижения, методы и гарантии обеспечения такой свободы, несмотря на то, что сотрудничество оставалось на межправительственном уровне, важным было то, что государства ЕЭС заявили о своем намерении выработать общий подход к юстиции и внутренних дел.
Важным следующим шагом стала Дублинская конвенция 1990 г., целью которой было устранение противоречий государствами Сообщества в вопросе о предоставлении политического убежища.
Маастрихтским договором 1992 года, с которым связывается третий этап развития уголовного права ЕС, не только сформировал трехопорную структуру ЕС, но и определил основные положения сотрудничества между членами ЕС в области внутренних дел и юстиции, к которым были отнесены:
Амстердамский договор полностью изменил Раздел VI Маастрихтского договора. Предмет третьей опоры, охватывающий сотрудничество в области юстиции и внутренних дел, был сужен до сотрудничества судебных и полицейских органов в уголовных делах, оставив межправительственный метод сотрудничества. Таким образом, предполагалось тесное сотрудничество полицейских сил, а также судебных и таможенных органов. Расширено было понятие полицейского сотрудничества, в том числе путем предоставления Европейскому полицейскому ведомству полномочий, которые позволяли ему проводить и координировать расследования конкретных дел, разрабатывать методику оказания помощи национальным полицейским органам в расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группировками.
Ключевым в развитии уголовного права ЕС стал пятый этап, начатый внеочередным саммитом Европейского Союза в финском городе Тампере, который состоялся 15-16 октября 1999 года. Достоянием Тамперського саммита была формулировка Европейского уголовно-правового пространства, что изменило представление о государственном суверенитете. Несмотря на то, что Европейский Союз не имеет собственной территории (ею владеют только государства-члены ЕС), тем не менее создается единое правовое пространство - пространство «свободы, безопасности и справедливости». Таким образом, как только решение вступает в законную силу на территории одного из государств-членов Евросоюза, это решение непосредственно вступает в законную силу на всем пространстве ЕС.
По результатам дискуссий саммит принял «Выводы» (известные еще как «Вехи Тампере», в которых были сформулированы приоритетные направления деятельности:
События 11 сентября 2001 заставили страны ЕС пересмотреть сроки выполнения расписания Тампере и реализации мероприятий по созданию европейского пространства свободы, безопасности и правосудия. На внеочередном саммите ЕС 17-21 сентября 2001 года был принят План действий по борьбе с терроризмом, который предусматривал усиление полицейского и судебного сотрудничества; разработку международно-правовой базы для антитеррористических действий; противодействие финансированию террористических организаций через директиву об отмывании денег, усиление требований к безопасности авиационных рейсов. На экстренном заседании Совета министров внутренних дел и юстиции были приняты решения о расширении мандата Европола, начало работы Евроюста, внедрение европейского ордера на арест, сформулировано общее определение понятия терроризма и приведены санкции против него.
- сотрудничество органов юстиции и полиции;
- оптимизацию функционирования национальных правоохранительных и судебных систем, а также обеспечение гарантий прав человека в уголовном судопроизводстве.
Учитывая, что Европейский Союз действует как единая институциональная структура, объединяющая три «Опоры»: Сообщество, общую внешнюю политику и безопасность (ОВПБ), сотрудничество полиций и судов в криминальной сфере, существует позиция о выделении двух уровней проявления уголовного права ЕС:
- Гармонизации положений уголовного права правовыми средствами первой опоры (из-за применения принципа лояльной сотрудничества и посредством регламентов и директив).
- Механизмов, институтов межправительственного сотрудничества государств-членов ЕС по вопросам уголовного права и процесса.
Исследователи отмечают неоднородность уголовного права ЕС и выделяют следующие его составляющие:
- Административно-уголовное право ЕС (запреты права Евросоюза и процессуальные правила по формально-правовым и политическим, но не сущностным причинам называются «административно-правовыми», а не «уголовно-правовыми»).
- Нормы права ЕС, которые относятся к уголовному праву и процессу и в основном требуют от национальных уголовно-правовых систем осуществления мероприятия определенным образом.
- Уголовно-процессуальное право ЕС - система норм права ЕС, определяющая стандарты производства по уголовным делам и статус отдельных его субъектов, регламентирует судебное (процессуальное) сотрудничество по уголовным делам путем предоставления правовой помощи в расследовании или судебном рассмотрении уголовных дел, исполнения уголовно-процессуальных решений.
- Проект норм единого европейского уголовного права (Corpus Juris).
На время создания Европейских сообществ вопросы, касающиеся сферы уголовной юстиции (уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права) не стояли, в связи с исключительно экономическим интересом в существовании указанных Сообществ. Однако со временем исключительно экономические цели Европейских Сообществ эволюционировали. Фактором, что негативно повлиял на рост транснациональной преступности и обострил проблему обеспечения внутренней безопасности (особенно на этапе принятия новых членов ЕС), стала новая правовая природа Европейского Союза, основанная на свободе передвижения товаров, лиц, услуг, капитала, едином гражданстве.
Сотрудничество государств в области уголовного права на территории современного Европейского Союза прошло ряд этапов.
Первый этап охватывает 50-70-е годы ХХ века. Он связан с созданием внутреннего рынка без границ на основании учредительных договоров и усилением транснациональной преступности, которая быстро отреагировала на новые возможности. Заключенный в 1957 г. ДЕЕС не содержал каких-либо положений о сотрудничестве государств-членов в области юстиции и внутренних дел, объединенная Европа довольствовалась существующими в рамках Совета Европы механизмами сотрудничества в уголовно-правовой сфере.
Многосторонние специальные конвенции о сотрудничестве в уголовно-правовой сфере, заключенные государствами под эгидой Совета Европы, унифицировали существующие в тот период международно-правовые направления и формы противодействия преступности.
Сотрудничество по вопросам безопасности усилилось с формированием в 1970 институционального механизма - Европейского политического сотрудничества, который был создан, главным образом, с целью координации внешней политики и безопасности членов Сообществ, а Мюнхенская трагедия 1972 обозначила необходимость объединения их внутренних политик в сфере юстиции и внутренних дел. Европейским советом 1-2 мая 1975 г. было принято решение о создании группы TREVI с участием должностных лиц министерств юстиции и внутренних дел государств Европейского Сообщества для координации контртеррористических мер. Со временем ее функции были расширены и распространены на регулирование иммиграции, визовую политику, пограничный контроль, противодействие распространению наркотиков.
Второй этап (80-е начало 90-х годов ХХ века) связывается с курсом на координацию политики в области внутренних дел, в частности по созданию Шенгенского пространства. 14 июня 1985 г. правительства пяти государств (Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и Германии) подписали Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах («Шенгенское соглашение»). Указанный документ установил необходимость гармонизации законодательства государств-участников в сфере предупреждения преступлений и розыска преступников, применения соглашений о процедуре выдачи и осуществления борьбы с преступностью путем предоставления полицейским права преследования с помощью механизмов коммуникации и международной правовой помощи. Позже указанными странами был заключен уже международный договор – Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14.05.1985 г. о постепенной отмене проверок на общих границах.
Кроме того, в этот период создается Европейский комитет по борьбе с наркотиками (CELAD) и специальная группа по проблемам иммиграции (Ad hoc Immigration Group of Senior Officials).Достижения по вопросам сотрудничества в борьбе с терроризмом, преступностью были обобщены в ЕЕА (Едином Европейском акте) и добавленной к нему Политической декларации в 1986 г. Несмотря на то, что ЕЕА четко не определял круг лиц, которые имеют право на свободу передвижения, методы и гарантии обеспечения такой свободы, несмотря на то, что сотрудничество оставалось на межправительственном уровне, важным было то, что государства ЕЭС заявили о своем намерении выработать общий подход к юстиции и внутренних дел.
Важным следующим шагом стала Дублинская конвенция 1990 г., целью которой было устранение противоречий государствами Сообщества в вопросе о предоставлении политического убежища.
Маастрихтским договором 1992 года, с которым связывается третий этап развития уголовного права ЕС, не только сформировал трехопорную структуру ЕС, но и определил основные положения сотрудничества между членами ЕС в области внутренних дел и юстиции, к которым были отнесены:
- политика предоставления политического убежища;
- контроль над внешними границами Союза;
- иммиграционная политика;
- таможенное сотрудничество, сотрудничество по вопросам гражданского и уголовного судопроизводства, сотрудничество полицейских служб и создание Европола.
Амстердамский договор полностью изменил Раздел VI Маастрихтского договора. Предмет третьей опоры, охватывающий сотрудничество в области юстиции и внутренних дел, был сужен до сотрудничества судебных и полицейских органов в уголовных делах, оставив межправительственный метод сотрудничества. Таким образом, предполагалось тесное сотрудничество полицейских сил, а также судебных и таможенных органов. Расширено было понятие полицейского сотрудничества, в том числе путем предоставления Европейскому полицейскому ведомству полномочий, которые позволяли ему проводить и координировать расследования конкретных дел, разрабатывать методику оказания помощи национальным полицейским органам в расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группировками.
Ключевым в развитии уголовного права ЕС стал пятый этап, начатый внеочередным саммитом Европейского Союза в финском городе Тампере, который состоялся 15-16 октября 1999 года. Достоянием Тамперського саммита была формулировка Европейского уголовно-правового пространства, что изменило представление о государственном суверенитете. Несмотря на то, что Европейский Союз не имеет собственной территории (ею владеют только государства-члены ЕС), тем не менее создается единое правовое пространство - пространство «свободы, безопасности и справедливости». Таким образом, как только решение вступает в законную силу на территории одного из государств-членов Евросоюза, это решение непосредственно вступает в законную силу на всем пространстве ЕС.
По результатам дискуссий саммит принял «Выводы» (известные еще как «Вехи Тампере», в которых были сформулированы приоритетные направления деятельности:
- иммиграционная политика и предоставления политического убежища;
- создание европейского правового пространства (в частности, улучшение доступа к правосудию в Европе, утверждение принципа взаимного признания судебных решений, существенное сближение гражданского права);
- усиление борьбы с преступностью (путем предупреждения преступности на уровне ЕС; активизации сотрудничества в борьбе с преступностью; принятия специальных мер по противодействию отмыванию «грязных» денег) и т.д.
События 11 сентября 2001 заставили страны ЕС пересмотреть сроки выполнения расписания Тампере и реализации мероприятий по созданию европейского пространства свободы, безопасности и правосудия. На внеочередном саммите ЕС 17-21 сентября 2001 года был принят План действий по борьбе с терроризмом, который предусматривал усиление полицейского и судебного сотрудничества; разработку международно-правовой базы для антитеррористических действий; противодействие финансированию террористических организаций через директиву об отмывании денег, усиление требований к безопасности авиационных рейсов. На экстренном заседании Совета министров внутренних дел и юстиции были приняты решения о расширении мандата Европола, начало работы Евроюста, внедрение европейского ордера на арест, сформулировано общее определение понятия терроризма и приведены санкции против него.
Просмотров: 1473
Метки: Ликбез по ЕС
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter