Ограниченность национальной уголовной и уголовно-процессуальной юрисдикции государственными границами, несостоятельность в связи с этим самостоятельно осуществлять производство по уголовным делам с т.н. «иностранным элементом» заставляет государства вступать в международные отношения по предоставлению правовой помощи в расследовании, судебном рассмотрении уголовных дел и выполнении принятых процессуальных решений. В отличие от полицейского судебное сотрудничество имеет более формализованный характер, поскольку связано с требованием обеспечить надлежащие процессуальные гарантии участниками уголовного судопроизводства и реализовать публичные задачи, стоящие перед уголовным процессом.
Обычно понятие судебного (или процессуального) сотрудничества государств в сфере уголовного процесса ассоциируется с понятием международной правовой помощи по уголовным делам в широком смысле, который охватывает взаимопомощь в производстве отдельных процессуальных действий или принятии отдельных процессуальных мер; экстрадицию (выдачу) лиц, преследуемых за совершенное преступление, передачу производства по уголовным делам, передачу осужденных лиц, признание и исполнение приговоров по уголовным делам, которые осуществляются исключительно на основании международных договоров и принципе взаимности, то есть имеют межправительственный характер. Такой характер сохраняется в отношениях между государствами-членами ЕС и третьими государствами.
В отличие от традиционной международной правовой помощи (в широком смысле) судебное сотрудничество между государствами-членами ЕС находится на этапе перехода от межправительственного метода к методу Сообщества, т.е. наблюдается постепенная комунитаризация правоотношений, которые ранее относились к компетенции собственно государств-членов ЕС, что находит свое отражение и в учредительных договорах.
Кроме того, имеет место сотрудничество не только по вопросам оказания помощи в осуществлении производства по уголовным делам, но и по гармонизации национального уголовно-процессуального законодательства, практики его применения и приведения его в соответствие с требованиями региональных и международных стандартов, в том числе стандартов прав человека.
К совместным действиям в сфере судебного сотрудничества по уголовным делам относятся:
Евроюст
Евроюст - это новый орган Европейского Союза, основанный в 2002 году с целью повышения эффективности деятельности компетентных органов стран-членов, когда они имеют дело с серьезной трансграничной и организованной преступностью. Евроюст стимулирует и совершенствует координацию расследования и судебного преследования, а также оказывает поддержку государствам-членам с тем, чтобы сделать их расследование и судебное преследование более эффективными.
Структурно Евроюст состоит из Коллегии и административной группы (во главе с административным директором). Возглавляет работу Евроюста Президент и два вице-президента. Коллегия Евроюста состоит из 27 национальных членов, по одному от каждого государства-члена из числа опытных работников прокуратуры, суда или полиции. Кроме того, отдельные национальные члены имеют заместителей и помощников. Коллегия осуществляет свою деятельность, в том числе, через совещания с национальными судебными органами. Очередные заседания Коллегии проводятся еженедельно (внеочередные могут быть созваны Президентом или по запросу одного из национальных членов).
В 2002 г. было основано четыре комитета для работы Евроюста с названиями по сферам деятельности: «Прецеденты» (Casework), «Политика и стратегия» (Policy / Strategy), «Связи с общественностью» (Communications), «Оценка» (Evaluation Committee). В 2005 году Евроюст перешел к более гибкой и рациональной структуре управления, в связи с чем была создана 21 рабочая группа со специализацией на конкретных видах преступлений, некоторые - занимаются административной или стратегической деятельностью.
Общий надзорный орган осуществляет контроль за деятельностью Евроюста, он в праве получать информацию и полный доступ к документам Евроюста, право свободного доступа к помещениям Евроюста в любое время, включая доступ к техническим средствам и базам данных.
Оперативная деятельность Еврюста заключается в координации и сотрудничестве в расследованиях через осуществление запросов компетентным органам государств-членов в сотрудничестве и проведении консультаций с Европейской судебной сетью по уголовным делам; в организации и проведении координационных заседаний с целью анализа и решения проблемных вопросов производства по уголовным делам; обзору дел и выработки стратегии дальнейшего расследования. Вместе с тем, исследователями отмечаются трудности связанные с координацией расследований, в первую очередь обусловлено различиями в национальном законодательстве.
Обычно понятие судебного (или процессуального) сотрудничества государств в сфере уголовного процесса ассоциируется с понятием международной правовой помощи по уголовным делам в широком смысле, который охватывает взаимопомощь в производстве отдельных процессуальных действий или принятии отдельных процессуальных мер; экстрадицию (выдачу) лиц, преследуемых за совершенное преступление, передачу производства по уголовным делам, передачу осужденных лиц, признание и исполнение приговоров по уголовным делам, которые осуществляются исключительно на основании международных договоров и принципе взаимности, то есть имеют межправительственный характер. Такой характер сохраняется в отношениях между государствами-членами ЕС и третьими государствами.
В отличие от традиционной международной правовой помощи (в широком смысле) судебное сотрудничество между государствами-членами ЕС находится на этапе перехода от межправительственного метода к методу Сообщества, т.е. наблюдается постепенная комунитаризация правоотношений, которые ранее относились к компетенции собственно государств-членов ЕС, что находит свое отражение и в учредительных договорах.
Кроме того, имеет место сотрудничество не только по вопросам оказания помощи в осуществлении производства по уголовным делам, но и по гармонизации национального уголовно-процессуального законодательства, практики его применения и приведения его в соответствие с требованиями региональных и международных стандартов, в том числе стандартов прав человека.
К совместным действиям в сфере судебного сотрудничества по уголовным делам относятся:
- упрощение и ускорение сотрудничества компетентных министерств и судебных или эквивалентных органов стран ЕС в отношении исков и выполнения решений, в частности, когда это целесообразно, через Евроюст;
- упрощение экстрадиции между государствами-членами;
- обеспечение согласования норм, применяемых в государствах-членах, когда это нужно, чтобы усовершенствовать такое сотрудничество;
- предотвращение конфликтов юрисдикций государств-членов;
- постепенное принятие мер, которые вводят минимальные нормы определения преступления и наказания в сфере организованной преступности, терроризма и незаконной торговли наркотиками.
Евроюст
Евроюст - это новый орган Европейского Союза, основанный в 2002 году с целью повышения эффективности деятельности компетентных органов стран-членов, когда они имеют дело с серьезной трансграничной и организованной преступностью. Евроюст стимулирует и совершенствует координацию расследования и судебного преследования, а также оказывает поддержку государствам-членам с тем, чтобы сделать их расследование и судебное преследование более эффективными.
Структурно Евроюст состоит из Коллегии и административной группы (во главе с административным директором). Возглавляет работу Евроюста Президент и два вице-президента. Коллегия Евроюста состоит из 27 национальных членов, по одному от каждого государства-члена из числа опытных работников прокуратуры, суда или полиции. Кроме того, отдельные национальные члены имеют заместителей и помощников. Коллегия осуществляет свою деятельность, в том числе, через совещания с национальными судебными органами. Очередные заседания Коллегии проводятся еженедельно (внеочередные могут быть созваны Президентом или по запросу одного из национальных членов).
В 2002 г. было основано четыре комитета для работы Евроюста с названиями по сферам деятельности: «Прецеденты» (Casework), «Политика и стратегия» (Policy / Strategy), «Связи с общественностью» (Communications), «Оценка» (Evaluation Committee). В 2005 году Евроюст перешел к более гибкой и рациональной структуре управления, в связи с чем была создана 21 рабочая группа со специализацией на конкретных видах преступлений, некоторые - занимаются административной или стратегической деятельностью.
Общий надзорный орган осуществляет контроль за деятельностью Евроюста, он в праве получать информацию и полный доступ к документам Евроюста, право свободного доступа к помещениям Евроюста в любое время, включая доступ к техническим средствам и базам данных.
Оперативная деятельность Еврюста заключается в координации и сотрудничестве в расследованиях через осуществление запросов компетентным органам государств-членов в сотрудничестве и проведении консультаций с Европейской судебной сетью по уголовным делам; в организации и проведении координационных заседаний с целью анализа и решения проблемных вопросов производства по уголовным делам; обзору дел и выработки стратегии дальнейшего расследования. Вместе с тем, исследователями отмечаются трудности связанные с координацией расследований, в первую очередь обусловлено различиями в национальном законодательстве.
Просмотров: 907
Метки: Ликбез по ЕС
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter