09.08.2011
Еврокомиссар по внутренним рынкам Мишель Барнье сегодня находится на первой линии борьбы с нынешним экономическим и финансовым кризисом. Его роль определяется необходимостью регулирования финансовых рынков ЕС. Барнье считает, что уроки кризиса трехлетней давности, начавшегося с американских банков и перекинувшегося на Европу, показали: контроль и усиление ответственности банковской системы необходимы, чтобы защитить европейских вкладчиков.
- Господин комиссар, стоит ли европейцам начинать всерьез опасаться за свои вклады?
- Честно говоря, я так не думаю. Каждую неделю мы вводим новые правила, мы добиваемся прозрачности, мы намерены требовать ответственности со стороны всех игроков на финансовых рынках, какие бы инструменты они ни использовали. Сейчас мы вынесли на голосование закон, защищающий вклады граждан, вклады инвесторов.
- В какой степени на самом деле могут быть защищены деньги европейских вкладчиков?
- Об этом прямо говорится в тексте закона. Гарантии возмещения вкладов граждан составляют 100 тысяч евро. Если позволите, я выйду за рамки темы защиты потребителей. Очень важны занятость, экономический рост, конкурентоспособность нашего континента, и для этого мы должны извлечь уроки из кризиса, который подорвал экономический рост и конкурентоспособность. Этот кризис обошелся европейцам в 10% ВВП, поскольку потребовалось спасать банковскую систему, которая напрямую связана со сбережениями граждан.
- Необходимо пройти определенный этап, то есть сначала добиться ответственности банков в том, что касается их капитализации.
- Мы намерены утвердить европейским законом, если к нам прислушаются Европарламент и Совет министров, принятые в Базеле нормы, требующие увеличить капитализацию и собственные фонды всех 8230 европейских банков. Мы будем первыми в мире, кто это сделает, и мы хотели бы, чтобы другие континенты, в частности США, сделали это в свою очередь.
- Стресс-тесты показали необходимость таких мер?
- Стресс-тесты – это проверка устойчивости к событиям, которые еще не произошли, и на самом деле они очень полезны, тем более, что мы их совершенствуем год за годом. В этом году они были более прозрачными, более жесткими и ответственными.
- Но ведь они не учитывали гарантии инвестиций?
- На самом деле, проводились тесты в отдельных сферах деятельности банков. Что касается рисков, связанных с государственными облигациями, легко вычислить зависимость от них каждого, кого где подстерегает опасность.
- Существует ли при нынешней системе риск, что в случае проблем с платежами какой-нибудь страны, возникнут проблемы и у банков?
- Мы участвовали в спасении трех стран: Греции, Ирландии и Португалии, мы создали инструменты для срочного вмешательства, фонды солидарности, приняли меры, чтобы такое не повторилось. Что не должно повториться? Долговые проблемы.
- Но долговые обязательства находятся в портфелях ряда банков, а значит, эти банки подвергаются опасности. Какие могут быть решения?
- Мы предложили, чтобы частные инвесторы приняли участие в исправлении ситуации в таких странах, как Греция, чтобы они поддержали ее устойчивость. И речи быть не может, чтобы мы допустили дефолт…
- Но ЕЦБ против…
- Против чего?
- Участия частных инвесторов.
- Была дискуссия. Речь идет об их участии и поддержании стабильности, о том, чтобы не допустить дефолта. План поддержки и солидарности, который был принят, направлен на то, чтобы не было дефолта ни государства, ни банков.
- Однако рейтинговые агентства уже заявили, что, если будет заключено соглашение с банками об их участии в спасении Греции, они воспримут это, именно, как дефолт по долгам.
- Мы не видели этого заявления. Мы делаем все, чтобы избежать дефолта, и именно в этом смысл плана поддержки Греции. Я думаю, что будет логично и законно, если частный сектор примет участие в этих коллективных усилиях, тем более, что это в их интересах.
Что касается рейтинговых агентств, я удивлен, наблюдая на протяжении многих месяцев, что безо всякого предупреждения снижают кредитные рейтинги суверенных государств, в то время как эти страны предпринимают серьезнейшие усилия.
- Действительно, суверенные рейтинги некоторых стран, например в еврозоне, снижают рейтинговые агентства, которые даже не находятся в Европе. Разве это не подталкивает Европу к тому, чтобы обзавестись собственным рейтинговым агентством, контролируемым европейскими властями?
- Вы правы, когда говорите, что рейтинговых агентств слишком мало. Три больших мировых агентства – это недостаточно, учитывая важность этих рейтингов для любой финансовой деятельности. Поэтому первостепенная задача – усилить конкуренцию. Поэтому, тем или иным способом, мы будем поощрять, я надеюсь, частные инициативы по созданию новых рейтинговых агентств.
Но другая, не менее важная задача – снизить значение этих рейтингов, уменьшить зависимость от них. Эти рейтинги слишком часто используются для регулирования и регламентации, в частности, деятельности банков. В проекте, который я представляю сегодня, я предлагаю законодательно уменьшить зависимость от рейтингов решений, принимаемых европейскими банками. Таково наше предложение.
- Господин комиссар, стоит ли европейцам начинать всерьез опасаться за свои вклады?
- Честно говоря, я так не думаю. Каждую неделю мы вводим новые правила, мы добиваемся прозрачности, мы намерены требовать ответственности со стороны всех игроков на финансовых рынках, какие бы инструменты они ни использовали. Сейчас мы вынесли на голосование закон, защищающий вклады граждан, вклады инвесторов.
- В какой степени на самом деле могут быть защищены деньги европейских вкладчиков?
- Об этом прямо говорится в тексте закона. Гарантии возмещения вкладов граждан составляют 100 тысяч евро. Если позволите, я выйду за рамки темы защиты потребителей. Очень важны занятость, экономический рост, конкурентоспособность нашего континента, и для этого мы должны извлечь уроки из кризиса, который подорвал экономический рост и конкурентоспособность. Этот кризис обошелся европейцам в 10% ВВП, поскольку потребовалось спасать банковскую систему, которая напрямую связана со сбережениями граждан.
- Необходимо пройти определенный этап, то есть сначала добиться ответственности банков в том, что касается их капитализации.
- Мы намерены утвердить европейским законом, если к нам прислушаются Европарламент и Совет министров, принятые в Базеле нормы, требующие увеличить капитализацию и собственные фонды всех 8230 европейских банков. Мы будем первыми в мире, кто это сделает, и мы хотели бы, чтобы другие континенты, в частности США, сделали это в свою очередь.
- Стресс-тесты показали необходимость таких мер?
- Стресс-тесты – это проверка устойчивости к событиям, которые еще не произошли, и на самом деле они очень полезны, тем более, что мы их совершенствуем год за годом. В этом году они были более прозрачными, более жесткими и ответственными.
- Но ведь они не учитывали гарантии инвестиций?
- На самом деле, проводились тесты в отдельных сферах деятельности банков. Что касается рисков, связанных с государственными облигациями, легко вычислить зависимость от них каждого, кого где подстерегает опасность.
- Существует ли при нынешней системе риск, что в случае проблем с платежами какой-нибудь страны, возникнут проблемы и у банков?
- Мы участвовали в спасении трех стран: Греции, Ирландии и Португалии, мы создали инструменты для срочного вмешательства, фонды солидарности, приняли меры, чтобы такое не повторилось. Что не должно повториться? Долговые проблемы.
- Но долговые обязательства находятся в портфелях ряда банков, а значит, эти банки подвергаются опасности. Какие могут быть решения?
- Мы предложили, чтобы частные инвесторы приняли участие в исправлении ситуации в таких странах, как Греция, чтобы они поддержали ее устойчивость. И речи быть не может, чтобы мы допустили дефолт…
- Но ЕЦБ против…
- Против чего?
- Участия частных инвесторов.
- Была дискуссия. Речь идет об их участии и поддержании стабильности, о том, чтобы не допустить дефолта. План поддержки и солидарности, который был принят, направлен на то, чтобы не было дефолта ни государства, ни банков.
- Однако рейтинговые агентства уже заявили, что, если будет заключено соглашение с банками об их участии в спасении Греции, они воспримут это, именно, как дефолт по долгам.
- Мы не видели этого заявления. Мы делаем все, чтобы избежать дефолта, и именно в этом смысл плана поддержки Греции. Я думаю, что будет логично и законно, если частный сектор примет участие в этих коллективных усилиях, тем более, что это в их интересах.
Что касается рейтинговых агентств, я удивлен, наблюдая на протяжении многих месяцев, что безо всякого предупреждения снижают кредитные рейтинги суверенных государств, в то время как эти страны предпринимают серьезнейшие усилия.
- Действительно, суверенные рейтинги некоторых стран, например в еврозоне, снижают рейтинговые агентства, которые даже не находятся в Европе. Разве это не подталкивает Европу к тому, чтобы обзавестись собственным рейтинговым агентством, контролируемым европейскими властями?
- Вы правы, когда говорите, что рейтинговых агентств слишком мало. Три больших мировых агентства – это недостаточно, учитывая важность этих рейтингов для любой финансовой деятельности. Поэтому первостепенная задача – усилить конкуренцию. Поэтому, тем или иным способом, мы будем поощрять, я надеюсь, частные инициативы по созданию новых рейтинговых агентств.
Но другая, не менее важная задача – снизить значение этих рейтингов, уменьшить зависимость от них. Эти рейтинги слишком часто используются для регулирования и регламентации, в частности, деятельности банков. В проекте, который я представляю сегодня, я предлагаю законодательно уменьшить зависимость от рейтингов решений, принимаемых европейскими банками. Таково наше предложение.
Просмотров: 1255
Теги: Экономика
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Последние интервью:
-
02.08.2011
-
12.07.2011
-
05.07.2011
-
21.06.2011
-
14.06.2011