В соответствии с Ниццким договором 2000 года компетенция Европейского Союза распространяется на такие направления, как: торговля, сельское хозяйство, миграция, транспорт, конкуренция, налоговая система, экономическая и валютная политика, таможня, промышленность, социальная и культурная политика, занятость, здравоохранение, экономическое и социальноесплочение, защита прав потребителей, развитие трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследования и технологическое развитие, окружающая среда, сотрудничество с целью содействия развитию, экономическое, финансовое и техническое содействие с третьими странами, общая внешняя политика и политика безопасности, сотрудничество в сфере внутренних дел и правосудия.
Таким образом, можно выделить три опоры – основных направления, между которыми распределена компетенция Евросоюза.
Три опоры ЕС (иначе – «столпы») были созданы согласно Маастрихтскому договору, вступившему в силу 1 ноября 1993 года. Договором были внесены дополнения и изменения в учредительные документы об ЕОУС, ЕЭС и Евратоме, а также создана новая структура под названием Европейский Союз.
В Маастрихтском договоре, кроме пунктов об экономическом сотрудничестве, появились и разделы, касающиеся правосудия и внешнеполитической деятельности. Так были сформированы три опоры Евросоюза, а также установлен срок их создания – 1 января 1999 года.
1 опора. Европейские экономические сообщества – ЕЭС
2 опора. Общая внешняя политика и политика безопасности – ОВПБ, ЕПБО
3 опора. Общая политика в области внутренних дел и правосудия
Лиссабонский договор упразднил эту довольно сложную систему в 2009 году, когда был установлен единый статус Европейского Союза как субъекта международного права (Евратом продолжает свою деятельность в подчинении ЕС). Другими словами, страны, присоединяющиеся к Евросоюзу, автоматически становятся и членами Евратома.
В данной области интеграции в первую очередь принимается во внимание уровень соответствия стран-участниц ЕС acquis communautaire. Это понятие, называемое Достижением Союза или Наработками Сообщества, обозначает совокупность общих прав и обязательств, обязательных для выполнения во всех странах-членах ЕС. Наработки постоянно меняются и обобщаются.
То есть, внутренние законодательства должны быть приведены к единому образу, установлено наднациональное регулирование. Для создания единой экономики ЕС члены содружества должны провести конвергенцию собственных экономик. Однако, требования сближения различных экономических систем, социально-экономических политик для многих стран-кандидатов могут оказаться слишком сложными.
Европейский Центробанк, занимающийся эмиссией евро, получил все национальные прерогативы в данной области, однако он не гарантирует отсутствия рисков для евровалюты, что являет собой проблему.
Новым направлением деятельности Евросоюза стала ОВПБ, нацеленная на развитие политического сотрудничества в Европе, а также предусматривающая согласованные совместные внешнеполитические решения и действия стран ЕС.
Изначально интеграция в военной сфере проходила довольно сложно. Создание оборонительного сообщества не осуществилось из-за блокирования Францией в 1954 году. Многие европейские лидеры длительное время отказывались сотрудничать в данной области и противились передаче полномочий на наднациональный уровень.
Встреча Жака Ширака и Тони Блэра в Сан-Мало в 1998 году стала настоящим прорывом в этом вопросе. Главы государств пришли к совместному решению создать военную компоненту, к тому же укоренными темпами. Это было необходимо для обеспечения Евросоюза возможностями выполнить Петербергские задачи 1992 года. Имеется в виду проведение спасательных, гуманитарных и миротворческих операций, а также принуждение к миру.
В итоге, в июле 1999 года на саммите Евросоюза в Кельне было принято решение о создании самостоятельной военной структуры Европейского Союза. А к концу года в Хельсинки решено создать 60-тысячный корпус быстрого реагирования, который способен развернуться за 2 месяца.
Сотрудничество в данной области стало необходимым в связи с целью, обозначенной Амстердамским договором 1997 года, о превращении ЕС в зону свободы, справедливости и безопасности.
На пути создания единой законодательной системы встали сложности, повязанные с различиями в национальных правовых системах. Для обеспечения прав граждан на равную защиту в судах, необходимо было привести к соответствию судебные решения.
В 1995 году в Амстердамский договор вошел весь пакет Шенгенских соглашений, и положения, которые касались свободного перемещения лиц, были перенесены в первую опору.
После теракта в США 11 сентября 2001 года был принят специальный план борьбы с терроризмом.
Уголовное право также является частью третьей опоры ЕС. Так же, как и сотрудничество в согласовании минимальных мер наказания, которые применяются в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и незаконной наркоторговлей.
Процедуры принятия решений различны для трех опор. Так, в отношении первой используется метод Сообщества, а в рамках двух других – межправительственное сотрудничество.
Законопроекты из сферы первой опоры Совету ЕС и Европейскому парламенту может предлагать только Еврокомиссия, и принимаются они квалифицированным большинством Совета. В вопросах, имеющих отношение к второй и третьей опоре, законодательная инициатива разделяется между Еврокомиссией и странами ЕС, а Совет должен принять единогласное решение.
Таким образом, можно выделить три опоры – основных направления, между которыми распределена компетенция Евросоюза.
Три опоры ЕС (иначе – «столпы») были созданы согласно Маастрихтскому договору, вступившему в силу 1 ноября 1993 года. Договором были внесены дополнения и изменения в учредительные документы об ЕОУС, ЕЭС и Евратоме, а также создана новая структура под названием Европейский Союз.
В Маастрихтском договоре, кроме пунктов об экономическом сотрудничестве, появились и разделы, касающиеся правосудия и внешнеполитической деятельности. Так были сформированы три опоры Евросоюза, а также установлен срок их создания – 1 января 1999 года.
1 опора. Европейские экономические сообщества – ЕЭС
2 опора. Общая внешняя политика и политика безопасности – ОВПБ, ЕПБО
3 опора. Общая политика в области внутренних дел и правосудия
Лиссабонский договор упразднил эту довольно сложную систему в 2009 году, когда был установлен единый статус Европейского Союза как субъекта международного права (Евратом продолжает свою деятельность в подчинении ЕС). Другими словами, страны, присоединяющиеся к Евросоюзу, автоматически становятся и членами Евратома.
Первая опора. Европейские экономические сообщества
В данной области интеграции в первую очередь принимается во внимание уровень соответствия стран-участниц ЕС acquis communautaire. Это понятие, называемое Достижением Союза или Наработками Сообщества, обозначает совокупность общих прав и обязательств, обязательных для выполнения во всех странах-членах ЕС. Наработки постоянно меняются и обобщаются.
То есть, внутренние законодательства должны быть приведены к единому образу, установлено наднациональное регулирование. Для создания единой экономики ЕС члены содружества должны провести конвергенцию собственных экономик. Однако, требования сближения различных экономических систем, социально-экономических политик для многих стран-кандидатов могут оказаться слишком сложными.
Европейский Центробанк, занимающийся эмиссией евро, получил все национальные прерогативы в данной области, однако он не гарантирует отсутствия рисков для евровалюты, что являет собой проблему.
Вторая опора. Общая внешняя политика и политика в области безопасности
Новым направлением деятельности Евросоюза стала ОВПБ, нацеленная на развитие политического сотрудничества в Европе, а также предусматривающая согласованные совместные внешнеполитические решения и действия стран ЕС.
Изначально интеграция в военной сфере проходила довольно сложно. Создание оборонительного сообщества не осуществилось из-за блокирования Францией в 1954 году. Многие европейские лидеры длительное время отказывались сотрудничать в данной области и противились передаче полномочий на наднациональный уровень.
Встреча Жака Ширака и Тони Блэра в Сан-Мало в 1998 году стала настоящим прорывом в этом вопросе. Главы государств пришли к совместному решению создать военную компоненту, к тому же укоренными темпами. Это было необходимо для обеспечения Евросоюза возможностями выполнить Петербергские задачи 1992 года. Имеется в виду проведение спасательных, гуманитарных и миротворческих операций, а также принуждение к миру.
В итоге, в июле 1999 года на саммите Евросоюза в Кельне было принято решение о создании самостоятельной военной структуры Европейского Союза. А к концу года в Хельсинки решено создать 60-тысячный корпус быстрого реагирования, который способен развернуться за 2 месяца.
Третья опора. Сотрудничество полиций и судебных органов
Сотрудничество в данной области стало необходимым в связи с целью, обозначенной Амстердамским договором 1997 года, о превращении ЕС в зону свободы, справедливости и безопасности.
На пути создания единой законодательной системы встали сложности, повязанные с различиями в национальных правовых системах. Для обеспечения прав граждан на равную защиту в судах, необходимо было привести к соответствию судебные решения.
В 1995 году в Амстердамский договор вошел весь пакет Шенгенских соглашений, и положения, которые касались свободного перемещения лиц, были перенесены в первую опору.
После теракта в США 11 сентября 2001 года был принят специальный план борьбы с терроризмом.
Уголовное право также является частью третьей опоры ЕС. Так же, как и сотрудничество в согласовании минимальных мер наказания, которые применяются в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и незаконной наркоторговлей.
Процедуры принятия решений различны для трех опор. Так, в отношении первой используется метод Сообщества, а в рамках двух других – межправительственное сотрудничество.
Законопроекты из сферы первой опоры Совету ЕС и Европейскому парламенту может предлагать только Еврокомиссия, и принимаются они квалифицированным большинством Совета. В вопросах, имеющих отношение к второй и третьей опоре, законодательная инициатива разделяется между Еврокомиссией и странами ЕС, а Совет должен принять единогласное решение.
О других характеристиках ЕС читайте на нашем сайте.