На сегодня выделяют первичное, вторичное и дополнительное право ЕС.
Первичное право ЕС. Перечень учредительных документов Евросоюза, в отличие от других межправительственных организаций, достаточно велик. Это также и документы, закрепляющие основы функционирования сообществ и ЕС. Другими словами, вместе с учредительными документами, на основе которых были созданы сообщества (Парижский договор (1951 г.), Римские договоры (1957 г.)), к ним относятся все документы, вносящие в них изменения (Договор о слиянии (1965), Акт о введении всеобщих и прямых выборов депутатов собрания (1976), Единый Европейский акт (1986), Маастрихтский договор (1992), Амстердамский договор (1997), Ниццкий договор (2001), ЛД, а также все приложения, декларации и сопровождающие их документы, являющиеся неотъемной частью данных договоров, в том числе Протокол о расширении Евросоюза, Протокол о включении норм Шенгенского права в правовую систему ЕС, документы о присоединении к Евросоюзу).
Кроме того, к первичному праву относятся: общие принципы права вместе с правовыми традициями и обычаями; принципы международного права; специальные принципы права Евросоюза.
Вторичное право ЕС включает те акты, которые принимаются Союзом в рамках трех опор; международные договоры, заключаемые странами ЕС на основании учредительных документов ЕС; Шенгенское право.
Все акты вторичного права ЕС обязаны соответствовать нормам первичного права. Надо отметить разнообразность таких актов. В рамках первой опоры органами ЕС принимаются регламенты, директивы, рекомендации, решения и заключения; в рамках Общей внешней политики и политики безопасности принимают совместные действия и общие позиции; для обеспечения СПСУД – общие позиции, рамочные решения и решения.
Регламенты – наиболее жесткие средства регулирования в праве ЕС. «Регламент предназначен для общего пользования. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит непосредственному применению во всех государствах-членах» (ст.249 ДоЕС).
Регламент имеет абстрактный характер, он адресован неограниченному кругу стран и предназначен для непосредственного применения на территории стран ЕС без имплементации в национальное право. Прямое действие регламента непосредственно создает права и обязанности для физических и юридических лиц и служит основанием для защиты таких прав в национальных судах.
На территории стран-членов регламенты применяются с момента вступления их в силу (на 20-й день после опубликования). И с этого момента теряют действительность те нормы национального права, которые вступают в противоречия с положениями регламентов без официальной отмены.
Директивы, как сказано в ст. 249 ДоЕС, «обязательны для каждого государства ЕС, которым они адресованы, в отношении ожидае5мого результата, но сохраняют за национальными властями свободу выбора форм и методов действий». Как и регламент, директивы носят абстрактный характер, могут адресоваться некоторым или всем странам-членам. Вступление в силу директив происходит в том же порядку, что и регламентов, некоторые – после уведомления стран, которых они касаются.
Государства ЕС должны принять меры по имплементации директив и не предпринимать никаких действий для воспрепятствования их реализации. В отличие от обязательного характера регламента, директива устанавливает цель, которую странам необходимо достичь.
В течение 2 месяцев после вступления регламентов и директив в силу их законность можно оспорить в Суде.
Решение «является обязательным во всех своих частях для тех, кому адресовано» (ст. 249 ДоЕС). Адресуются решения как государствам, так и физическим либо юридическим лицам. Носят обязательный характер и обладают прямым действием.
Рекомендации и заключения – необязательны для стран ЕС, но национальные суды могут обращаться в Суд ЕС за толкованием или установлением действительности рекомендаций. Заключение – это в основном ответ на заданный вопрос, а рекомендация формулируется органами Евросоюза самостоятельно.
Акты, принимаемые органами ЕС в рамках второй и третьей опор. Европейский Совет принимает принципы ОВПБ и решения об общих стратегиях, то есть любые значимые заключения и не обязательно конкретные документы. Указанные акты, правовая сила которых не установлена ДЕС, - это межгосударственные договоренности, в виде документа носящие рекомендательный характер.
Общие позиции – это ориентиры или стратегии по отношению к третьим странам или многосторонним вопросам, в которых определяется политическая позиция ЕС по конкретному вопросу. Страны-члены обязаны национальную политику проводить в соответствии с принятыми общими позициями, координировать свои действия и обеспечивать защиту общих позиций в рамках МПО и на международных конференциях, обеспечивать претворение их в жизнь через свои дипломатические и консульские представительства в третьих странах и через представительства при МПО (ст.ст. 19-20 ДЕС).
Рамочные решения во многом похожи на директивы. Они не обладают прямым действием, направлены на сближение законодательств стран-членов и обязательны для них в отношении необходимого результата.
Решения принимаются Советом во всех других целях, обязательны для государств ЕС, но не обладают прямым действием. Совет ЕС рекомендует странам-участницам принимать конвенции, которые он разрабатывает.
Система трех опор ликвидируется Лиссабонским договором. Согласно ст.288 Договора о функционировании, Евросоюз принимает регламенты, директивы, решении, рекомендации и заключения.
После вступления в силу Лиссабонского договора проводит ОВПБ ЕС должен путем:
Первичное право ЕС. Перечень учредительных документов Евросоюза, в отличие от других межправительственных организаций, достаточно велик. Это также и документы, закрепляющие основы функционирования сообществ и ЕС. Другими словами, вместе с учредительными документами, на основе которых были созданы сообщества (Парижский договор (1951 г.), Римские договоры (1957 г.)), к ним относятся все документы, вносящие в них изменения (Договор о слиянии (1965), Акт о введении всеобщих и прямых выборов депутатов собрания (1976), Единый Европейский акт (1986), Маастрихтский договор (1992), Амстердамский договор (1997), Ниццкий договор (2001), ЛД, а также все приложения, декларации и сопровождающие их документы, являющиеся неотъемной частью данных договоров, в том числе Протокол о расширении Евросоюза, Протокол о включении норм Шенгенского права в правовую систему ЕС, документы о присоединении к Евросоюзу).
Кроме того, к первичному праву относятся: общие принципы права вместе с правовыми традициями и обычаями; принципы международного права; специальные принципы права Евросоюза.
Вторичное право ЕС включает те акты, которые принимаются Союзом в рамках трех опор; международные договоры, заключаемые странами ЕС на основании учредительных документов ЕС; Шенгенское право.
Все акты вторичного права ЕС обязаны соответствовать нормам первичного права. Надо отметить разнообразность таких актов. В рамках первой опоры органами ЕС принимаются регламенты, директивы, рекомендации, решения и заключения; в рамках Общей внешней политики и политики безопасности принимают совместные действия и общие позиции; для обеспечения СПСУД – общие позиции, рамочные решения и решения.
Регламенты – наиболее жесткие средства регулирования в праве ЕС. «Регламент предназначен для общего пользования. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит непосредственному применению во всех государствах-членах» (ст.249 ДоЕС).
Регламент имеет абстрактный характер, он адресован неограниченному кругу стран и предназначен для непосредственного применения на территории стран ЕС без имплементации в национальное право. Прямое действие регламента непосредственно создает права и обязанности для физических и юридических лиц и служит основанием для защиты таких прав в национальных судах.
На территории стран-членов регламенты применяются с момента вступления их в силу (на 20-й день после опубликования). И с этого момента теряют действительность те нормы национального права, которые вступают в противоречия с положениями регламентов без официальной отмены.
Директивы, как сказано в ст. 249 ДоЕС, «обязательны для каждого государства ЕС, которым они адресованы, в отношении ожидае5мого результата, но сохраняют за национальными властями свободу выбора форм и методов действий». Как и регламент, директивы носят абстрактный характер, могут адресоваться некоторым или всем странам-членам. Вступление в силу директив происходит в том же порядку, что и регламентов, некоторые – после уведомления стран, которых они касаются.
Государства ЕС должны принять меры по имплементации директив и не предпринимать никаких действий для воспрепятствования их реализации. В отличие от обязательного характера регламента, директива устанавливает цель, которую странам необходимо достичь.
В течение 2 месяцев после вступления регламентов и директив в силу их законность можно оспорить в Суде.
Решение «является обязательным во всех своих частях для тех, кому адресовано» (ст. 249 ДоЕС). Адресуются решения как государствам, так и физическим либо юридическим лицам. Носят обязательный характер и обладают прямым действием.
Рекомендации и заключения – необязательны для стран ЕС, но национальные суды могут обращаться в Суд ЕС за толкованием или установлением действительности рекомендаций. Заключение – это в основном ответ на заданный вопрос, а рекомендация формулируется органами Евросоюза самостоятельно.
Акты, принимаемые органами ЕС в рамках второй и третьей опор. Европейский Совет принимает принципы ОВПБ и решения об общих стратегиях, то есть любые значимые заключения и не обязательно конкретные документы. Указанные акты, правовая сила которых не установлена ДЕС, - это межгосударственные договоренности, в виде документа носящие рекомендательный характер.
Общие позиции – это ориентиры или стратегии по отношению к третьим странам или многосторонним вопросам, в которых определяется политическая позиция ЕС по конкретному вопросу. Страны-члены обязаны национальную политику проводить в соответствии с принятыми общими позициями, координировать свои действия и обеспечивать защиту общих позиций в рамках МПО и на международных конференциях, обеспечивать претворение их в жизнь через свои дипломатические и консульские представительства в третьих странах и через представительства при МПО (ст.ст. 19-20 ДЕС).
Рамочные решения во многом похожи на директивы. Они не обладают прямым действием, направлены на сближение законодательств стран-членов и обязательны для них в отношении необходимого результата.
Решения принимаются Советом во всех других целях, обязательны для государств ЕС, но не обладают прямым действием. Совет ЕС рекомендует странам-участницам принимать конвенции, которые он разрабатывает.
Система трех опор ликвидируется Лиссабонским договором. Согласно ст.288 Договора о функционировании, Евросоюз принимает регламенты, директивы, решении, рекомендации и заключения.
После вступления в силу Лиссабонского договора проводит ОВПБ ЕС должен путем:
- определения общих стратегий;
- укрепления систематического сотрудничества между странами ЕС в проведении их политики;
- принятия решений, определяющих: акции, которые обязан
предпринять Евросоюз; позиции, которые должны быть им приняты; действия
для имплементации данных актов и позиций.
Дополнительное (или третичное) право ЕС. Все
решения суда ЕС являются обязательными для сторон спора, а также должны
исполняться странами-членами и органами Евросоюза. Прецедентный
характер решений Суда не закреплен учредительными документами, однако,
на практике страны и органы ЕС руководствуются ими как прецедентами. Во
многом становление права ЕС как динамичной и гибкой системы права
происходило благодаря Суду ЕС, которым осуществлялось широкое толкование
норм права Евросоюза и учитывались политические перспективы развития
Содружества.
Европейский Союза как международная организация смог обеспечить возможность сотрудничества всех 27 стран-членов в самых разных сферах и при этом сохранил свое единство. Право ЕС – это автономная правовая система в рамках международного права, которая, однако, во многом отличается от классического международного права и права классических межправительственных организаций.
Система источников права ЕС, которая существует на данном этапе, довольно разнообразна. В нее входят и обязательные, и рекомендательные акты. Показательна тенденция все более тесной интеграции государств ЕС в результате расширения области предметной компетенции ЕС, случаев принятия органами Союза обязательных актов, расширенного толкования полномочий ЕС и его органов.
Значительное упрощение системы принимаемых органами ЕС актов ожидается от ликвидации системы трех опор после вступления в силу Лиссабонского договора.
Вместе с тем, страны стремятся обеспечивать единство в развитии Евросоюза, в том числе, используя жесткое регулирование механизмов продвинутого сотрудничества, путем вовлечения не участвующих в нем стран в процесс обсуждения вопросов такого сотрудничества и побуждения этих стран присоединиться к нему.
Европейский Союза как международная организация смог обеспечить возможность сотрудничества всех 27 стран-членов в самых разных сферах и при этом сохранил свое единство. Право ЕС – это автономная правовая система в рамках международного права, которая, однако, во многом отличается от классического международного права и права классических межправительственных организаций.
Система источников права ЕС, которая существует на данном этапе, довольно разнообразна. В нее входят и обязательные, и рекомендательные акты. Показательна тенденция все более тесной интеграции государств ЕС в результате расширения области предметной компетенции ЕС, случаев принятия органами Союза обязательных актов, расширенного толкования полномочий ЕС и его органов.
Значительное упрощение системы принимаемых органами ЕС актов ожидается от ликвидации системы трех опор после вступления в силу Лиссабонского договора.
Вместе с тем, страны стремятся обеспечивать единство в развитии Евросоюза, в том числе, используя жесткое регулирование механизмов продвинутого сотрудничества, путем вовлечения не участвующих в нем стран в процесс обсуждения вопросов такого сотрудничества и побуждения этих стран присоединиться к нему.
Просмотров: 3777
Метки: Ликбез по ЕС
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter