Законодательный процесс в Евросоюзе совершается в три этапа: внесение предложения, обсуждение, принятие решения. Проекты решений готовит Европейская комиссия, которой и принадлежит право законодательной инициативы.
Порядок принятия решений отличается для различных категорий законодательных и нормативных актов, равно как и процедуры взаимодействия между Еврокомиссией, Европарламентом и Советом ЕС.
Согласно Амстердамскому договору существует четыре основные процедуры.
Процедура согласия Парламента – одобрение или наложение вето на единогласно принятый Советом ЕС акт. Применяется при определении задач и полномочий ЕЦБ, решениях о вступлении в Евросоюз новых стран-членов, заключении международных договоров и пр.
Однако есть случаи, когда парламентское согласие не требуется при единогласном решении Совета. В этом случае применяется процедура консультации. В данном случае Парламент может только принять рекомендации к данному законопроекту, а Совет, в свою очередь, имеет право их игнорировать.
Основная масса вопросов, решаемая квалифицированным большинством Совета ЕС, осуществляется с применением процедуры совместного решения Совета ЕС и Европарламента. В первую очередь, эти вопросы касаются свободы передвижения рабочей силы и услуг, защиты прав потребителей, занятости, образования, культуры, охраны окружающей среды, здравоохранения, трансъевропейских энергетических и транспортных сетей, а также контроля за ними. Данная процедура предусматривает два парламентских чтения по законопроекту и право Европарламента окончательно отвергнуть абсолютным большинством голосов то решение, которое было принято Советом. Парламентские поправки к законопроекту Совет ЕС принимает квалифицированным большинством (если поправки не одобрены Еврокомиссией, то потребуется единогласное решение). Если в пользу парламентской поправки в Совете нет необходимого числа голосов, то она не принимается.
Процедура сотрудничества Совета ЕС с Европарламентом применяется реже. В основном, она сохранилась только для некоторых вопросов, относящихся к функционированию Экономического и валютного союза. Эта процедура также предусматривает два парламентских чтения по законопроекту, но вето Европарламента в данном случае преодолевается единогласным решением Совета. Также единогласным решением Совет может отклонить и парламентские, и одобренные ЕК поправки. Однако на практике, единогласие в Совете ЕС очень трудно достигается, поэтому на практике чаще принимаются парламентские поправки, нежели отстаивается собственный вариант законопроекта.
В некоторых случаях при обсуждении проекта Совет может обращаться за консультацией к Экономическому и социальному комитету и Комитету регионов.
Окончательное решение по большей части нормативных актов принимается Советом ЕС.
Порядок принятия решений отличается для различных категорий законодательных и нормативных актов, равно как и процедуры взаимодействия между Еврокомиссией, Европарламентом и Советом ЕС.
Согласно Амстердамскому договору существует четыре основные процедуры.
Процедура согласия Парламента – одобрение или наложение вето на единогласно принятый Советом ЕС акт. Применяется при определении задач и полномочий ЕЦБ, решениях о вступлении в Евросоюз новых стран-членов, заключении международных договоров и пр.
Однако есть случаи, когда парламентское согласие не требуется при единогласном решении Совета. В этом случае применяется процедура консультации. В данном случае Парламент может только принять рекомендации к данному законопроекту, а Совет, в свою очередь, имеет право их игнорировать.
Основная масса вопросов, решаемая квалифицированным большинством Совета ЕС, осуществляется с применением процедуры совместного решения Совета ЕС и Европарламента. В первую очередь, эти вопросы касаются свободы передвижения рабочей силы и услуг, защиты прав потребителей, занятости, образования, культуры, охраны окружающей среды, здравоохранения, трансъевропейских энергетических и транспортных сетей, а также контроля за ними. Данная процедура предусматривает два парламентских чтения по законопроекту и право Европарламента окончательно отвергнуть абсолютным большинством голосов то решение, которое было принято Советом. Парламентские поправки к законопроекту Совет ЕС принимает квалифицированным большинством (если поправки не одобрены Еврокомиссией, то потребуется единогласное решение). Если в пользу парламентской поправки в Совете нет необходимого числа голосов, то она не принимается.
Процедура сотрудничества Совета ЕС с Европарламентом применяется реже. В основном, она сохранилась только для некоторых вопросов, относящихся к функционированию Экономического и валютного союза. Эта процедура также предусматривает два парламентских чтения по законопроекту, но вето Европарламента в данном случае преодолевается единогласным решением Совета. Также единогласным решением Совет может отклонить и парламентские, и одобренные ЕК поправки. Однако на практике, единогласие в Совете ЕС очень трудно достигается, поэтому на практике чаще принимаются парламентские поправки, нежели отстаивается собственный вариант законопроекта.
В некоторых случаях при обсуждении проекта Совет может обращаться за консультацией к Экономическому и социальному комитету и Комитету регионов.
Окончательное решение по большей части нормативных актов принимается Советом ЕС.
Просмотров: 6673
Метки: Ликбез по ЕС
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter