В Маастрихтском договоре сказано: «Европейский Союз определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, охватывающую все области внешней политики и политики безопасности». На практике данная сфера относится к межгосударственному сотрудничеству и не регулируется системой права ЕС.
Первые обозначенные цели внешней политики были закреплены Римским договором 1957 г. Они имели декларативный характер и сводились к двум пунктам:
Лишь под конец 1980-х годов был найден компромисс. В 1987 году был принят Единый европейский акт (ЕЕА), который включал раздел «Положение о европейском сотрудничестве в сфере внешней политики», то есть внешняя политика была включена в договорное право ЕС.
Согласно ЕЕА, страна, председательствующая в Совете ЕС, и Еврокомиссия обязаны при выработке внешней политики Сообщества учитывать решения, принятые в рамках ЕПС. Таким образом, был усилен механизм Европейского политического сотрудничества. Европейская комиссия стала его полноправным участницей, а встречи глав МИДов происходить чаще – 4 раза в год вместо двух.
Общая внешняя политика и общая политика безопасности (ОВПБ) стала продолжением темы военно-политического сотрудничества и была закреплена Маастрихтским договором 1992 года. Данная форма включала в себя «возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая со временем могла бы привести к созданию общих сил обороны».
В 1997 году Амстердамским договором были расширены и конкретизированы механизмы осуществления ОВПБ. В ее компетенцию входят все сферы внешней политики и политики безопасности путем:
Был основательно усилен механизм системы ОВПБ. Вырабатывались «общие стратегии», которые принимал Европейский Совет, в том числе общие стратегии Евросоюза относительно России, Украины в 1999 году, средиземноморских стран в 2000 г.
Для принятия решений об общих позициях и совместных действиях ЕС и других решений, которые основывались на общей стратегии, вместо единогласия был введен принцип квалифицированного большинства. Данная особенность повысила действенность ОВПБ, поскольку появилась возможность преодоления вето недовольных участников, чем тормозилось принятие решений.
С целью обеспечения успешного функционирования и координирования ОВПБ введен пост Генерального секретаря Евросовета – Высокого представителя по Общей внешней политике и политике безопасности. Его функции включают ведение переговоров от имени Европейского Совета с третьими сторонами.
Европейский Совет получил право заключать международные договоры в рамках компетенции ОВПБ при единогласном решении стран-участниц и руководствуясь рекомендациями страны-председателя. Чтобы повысить эффективность ОВПБ, в ее рамках был учрежден Орган раннего оповещении и политического планирования (ОРОПП), подчиняющийся Высокому представителю по ОВПБ.
Осенью 1998 года Англия отказалась от своего оппозиционного курса относительно европейского военно-политического сотрудничества, что послужило толчком для интеграции ЗЕС в Евросоюз и развития Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО).
В рамках ЕПБО начали реализовываться франко-британский план создания Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР) и датско-голландская программа формирования Европейского полицейского корпуса (ЕПК).
План создания ЕСБР предусматривал их способность в двухмесячный срок разворачивать воинский контингент в числе 50-60 тысяч человек с целью проведения гуманитарных и миротворческих акций. Этот проект получил поддержку Вашингтонского саммита НАТО в апреле 1999 года.
ЕПК должен выполнять несвойственные вооруженным силам функции по защите гражданского порядка и права в зоне кризисов. Его численность - до пяти тысяч человек и способность развернуть 1000 полицейских за 30 дней. Европейский полицейский корпус выполнял решения Совета ЕС об отправке в Боснию и Герцеговину в 2003 году полицейской миссии для замены размещенного там миротворческого контингента ООН.
16 декабря 2002 года после непростых переговоров состоялось подписание совместной Декларации НАТО и ЕС по Европейской политике безопасности и обороны. Альянс сохранил за собой ведущую роль в поддержании безопасности в Европе, а ЕС получил признание и право доступа к средствам планирования НАТО, в том числе доступ к штабу Главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе (г.Монс, Бельгия). Однако тогда ЕС не получил доступа к военным ресурсам Альянса.
Первые обозначенные цели внешней политики были закреплены Римским договором 1957 г. Они имели декларативный характер и сводились к двум пунктам:
- солидарность с бывшими колониальными государствами и обеспечение их процветания согласно принципам Устава ООН;
- призыв других народов Европы к участию в евроинтеграции.
Лишь под конец 1980-х годов был найден компромисс. В 1987 году был принят Единый европейский акт (ЕЕА), который включал раздел «Положение о европейском сотрудничестве в сфере внешней политики», то есть внешняя политика была включена в договорное право ЕС.
Согласно ЕЕА, страна, председательствующая в Совете ЕС, и Еврокомиссия обязаны при выработке внешней политики Сообщества учитывать решения, принятые в рамках ЕПС. Таким образом, был усилен механизм Европейского политического сотрудничества. Европейская комиссия стала его полноправным участницей, а встречи глав МИДов происходить чаще – 4 раза в год вместо двух.
Общая внешняя политика и общая политика безопасности (ОВПБ) стала продолжением темы военно-политического сотрудничества и была закреплена Маастрихтским договором 1992 года. Данная форма включала в себя «возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая со временем могла бы привести к созданию общих сил обороны».
Основные цели ОВПБ:
Общая внешняя политика и общая политика безопасности, в отличие от ЕПС, предлагала, помимо взаимных консультаций и обмена информацией, выработку на основе национальных правительств общей позиции Европейского Союза по самым важным вопросам и осуществление общих действий, которые будут носить обязательный характер для всех стран-членов.- защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности Европейского Союза в соответствии с принципами Устава ООН;
- всемерное укрепление безопасности ЕС;
- сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии (Совета Европы);
- развитие международного сотрудничества;
- развитие демократии и законности, уважение прав человека и основных свобод.
В 1997 году Амстердамским договором были расширены и конкретизированы механизмы осуществления ОВПБ. В ее компетенцию входят все сферы внешней политики и политики безопасности путем:
- определения основных ориентиров и принципов ОВПБ;
- принятия решений, согласно общей стратегии;
- усиления регулярного сотрудничества между странами ЕС в проведении национальных политик.
Был основательно усилен механизм системы ОВПБ. Вырабатывались «общие стратегии», которые принимал Европейский Совет, в том числе общие стратегии Евросоюза относительно России, Украины в 1999 году, средиземноморских стран в 2000 г.
Для принятия решений об общих позициях и совместных действиях ЕС и других решений, которые основывались на общей стратегии, вместо единогласия был введен принцип квалифицированного большинства. Данная особенность повысила действенность ОВПБ, поскольку появилась возможность преодоления вето недовольных участников, чем тормозилось принятие решений.
С целью обеспечения успешного функционирования и координирования ОВПБ введен пост Генерального секретаря Евросовета – Высокого представителя по Общей внешней политике и политике безопасности. Его функции включают ведение переговоров от имени Европейского Совета с третьими сторонами.
Европейский Совет получил право заключать международные договоры в рамках компетенции ОВПБ при единогласном решении стран-участниц и руководствуясь рекомендациями страны-председателя. Чтобы повысить эффективность ОВПБ, в ее рамках был учрежден Орган раннего оповещении и политического планирования (ОРОПП), подчиняющийся Высокому представителю по ОВПБ.
Осенью 1998 года Англия отказалась от своего оппозиционного курса относительно европейского военно-политического сотрудничества, что послужило толчком для интеграции ЗЕС в Евросоюз и развития Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО).
В рамках ЕПБО начали реализовываться франко-британский план создания Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР) и датско-голландская программа формирования Европейского полицейского корпуса (ЕПК).
План создания ЕСБР предусматривал их способность в двухмесячный срок разворачивать воинский контингент в числе 50-60 тысяч человек с целью проведения гуманитарных и миротворческих акций. Этот проект получил поддержку Вашингтонского саммита НАТО в апреле 1999 года.
ЕПК должен выполнять несвойственные вооруженным силам функции по защите гражданского порядка и права в зоне кризисов. Его численность - до пяти тысяч человек и способность развернуть 1000 полицейских за 30 дней. Европейский полицейский корпус выполнял решения Совета ЕС об отправке в Боснию и Герцеговину в 2003 году полицейской миссии для замены размещенного там миротворческого контингента ООН.
16 декабря 2002 года после непростых переговоров состоялось подписание совместной Декларации НАТО и ЕС по Европейской политике безопасности и обороны. Альянс сохранил за собой ведущую роль в поддержании безопасности в Европе, а ЕС получил признание и право доступа к средствам планирования НАТО, в том числе доступ к штабу Главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе (г.Монс, Бельгия). Однако тогда ЕС не получил доступа к военным ресурсам Альянса.
Просмотров: 1412
Метки: Ликбез по ЕС
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter