30.06.2011
По мнению известного экономиста Нуриэля Рубини, еврозона сегодня находится на грани распада. Об этом он рассказал изданию The Financial Times.
Рубини предупреждает, что если неравенство, конкурентное и экономическое, сохранится внутри зоны, то самым слабым ее участникам придется покинуть валютный союз.
Предпринятые шаги по преодолению кризиса в зоне евро так и не решили основных проблем неравенства в плане конкуренции и экономики внутри ее. Если ничего не изменится, то в блоке произойдет спонтанное урегулирование долгов и в дальнейшем – его распад с отделением самых слабых участников.
По большому счету, европейский экономический союз никогда не отвечал критериям оптимальной валютной зоны. Лидеры стран-участниц надеялись, что структурные реформы будут ускорены благодаря отсутствию монетарной, валютной и бюджетной политики. А проведенные реформы, в свою очередь, выровняют уровни производительности и темпы роста экономики всех стран блока.
Но на самом деле все пошло не так. Начальное выравнивание процентных ставок привело к еще большему расхождению бюджетных политик участников. Нарушение фискальной дисциплины больно ударило по Греции и Португалии, да еще и аукнулось на рынке активов Ирландии и Испании. Оттягивание структурных реформ, расхождение роста заработных план относительно производительности труда – и в результате – потеря конкурентоспособности периферийных государств.
Успех монетарных союзов объясняется их связью с политическим и фискальным союзами. Однако в Европе политическое объединение шло туго, а бюджетный союз требует немалых доходных поступлений на уровне федерального центра и полномасштабной эмиссии облигаций зоны евро. Другими словами, налогоплательщики более сильных стран должны обеспечивать, помимо государственного долга, и долги стран периферии, а вряд ли они на это согласятся.
Сокращение долга блока может решить проблему сверхмерных заимствований слабых экономик, но не восстановит экономическую конвергенцию, когда страны должны быть более-менее равны по конкурентоспособности. Без этого окраинные государства будут переживать стагнацию.
Из такой ситуации немного выходов. Для конкурентоспособности периферии спасением могло бы стать резкое падение стоимости евро, однако вряд ли на это согласится та же Германия, да и политика Европейского Центробанка этого не допустит.
Не сработает в данной ситуации и немецкая модель, когда проводились реформы для ускорения роста производительности и замедления повышения зарплат. Германии на это потребовалось больше десятка лет, а в нынешней ситуации – это слишком долгий срок. К тому же, в краткосрочной перспективе такие реформы, наоборот, замедляют рост.
Еще один вариант – дефляция, но она предполагает продолжительную рецессию. К тому же произойдет усиление долговой нагрузки – и частной, и государственной. То есть внутреннее удешевление, о чем толкуют ЕЦБ и ЕС, не приведет к ожидаемому эффекту, а необходимые меры бюджетной экономии негативно отражаются в краткосрочной перспективе на росте экономики.
Таким образом, остается единственный альтернативный способ для стран периферии восстановить свою конкурентоспособность и экономический подъем: надо отказаться от единой валюты, вернуться к национальным деньгам и провести крупное номинальное и реальное снижение цен.
Однако отказ от евро выглядит сегодня немыслимой идеей. Выход из блока чреват большими торговыми потерями для тех, кто в нем останется, из-за масштабного удешевления валюты и огромных убытков ядра-кредитора.
Но такой сценарий все же может осуществиться через несколько лет, особенно в случае стагнации слабых стран. Рано или поздно, но реструктуризация долга произойдет. Но этого недостаточно для восстановления роста и конкурентоспособности. Если этого не удастся достичь, то выход из еврозоны станет основным вариантом, поскольку пребывание в блоке будет явно менее выгодным, чем выход из него.
Рубини предупреждает, что если неравенство, конкурентное и экономическое, сохранится внутри зоны, то самым слабым ее участникам придется покинуть валютный союз.
Предпринятые шаги по преодолению кризиса в зоне евро так и не решили основных проблем неравенства в плане конкуренции и экономики внутри ее. Если ничего не изменится, то в блоке произойдет спонтанное урегулирование долгов и в дальнейшем – его распад с отделением самых слабых участников.
По большому счету, европейский экономический союз никогда не отвечал критериям оптимальной валютной зоны. Лидеры стран-участниц надеялись, что структурные реформы будут ускорены благодаря отсутствию монетарной, валютной и бюджетной политики. А проведенные реформы, в свою очередь, выровняют уровни производительности и темпы роста экономики всех стран блока.
Но на самом деле все пошло не так. Начальное выравнивание процентных ставок привело к еще большему расхождению бюджетных политик участников. Нарушение фискальной дисциплины больно ударило по Греции и Португалии, да еще и аукнулось на рынке активов Ирландии и Испании. Оттягивание структурных реформ, расхождение роста заработных план относительно производительности труда – и в результате – потеря конкурентоспособности периферийных государств.
Успех монетарных союзов объясняется их связью с политическим и фискальным союзами. Однако в Европе политическое объединение шло туго, а бюджетный союз требует немалых доходных поступлений на уровне федерального центра и полномасштабной эмиссии облигаций зоны евро. Другими словами, налогоплательщики более сильных стран должны обеспечивать, помимо государственного долга, и долги стран периферии, а вряд ли они на это согласятся.
Сокращение долга блока может решить проблему сверхмерных заимствований слабых экономик, но не восстановит экономическую конвергенцию, когда страны должны быть более-менее равны по конкурентоспособности. Без этого окраинные государства будут переживать стагнацию.
Так есть ли выход?
Из такой ситуации немного выходов. Для конкурентоспособности периферии спасением могло бы стать резкое падение стоимости евро, однако вряд ли на это согласится та же Германия, да и политика Европейского Центробанка этого не допустит.
Не сработает в данной ситуации и немецкая модель, когда проводились реформы для ускорения роста производительности и замедления повышения зарплат. Германии на это потребовалось больше десятка лет, а в нынешней ситуации – это слишком долгий срок. К тому же, в краткосрочной перспективе такие реформы, наоборот, замедляют рост.
Еще один вариант – дефляция, но она предполагает продолжительную рецессию. К тому же произойдет усиление долговой нагрузки – и частной, и государственной. То есть внутреннее удешевление, о чем толкуют ЕЦБ и ЕС, не приведет к ожидаемому эффекту, а необходимые меры бюджетной экономии негативно отражаются в краткосрочной перспективе на росте экономики.
Таким образом, остается единственный альтернативный способ для стран периферии восстановить свою конкурентоспособность и экономический подъем: надо отказаться от единой валюты, вернуться к национальным деньгам и провести крупное номинальное и реальное снижение цен.
Однако отказ от евро выглядит сегодня немыслимой идеей. Выход из блока чреват большими торговыми потерями для тех, кто в нем останется, из-за масштабного удешевления валюты и огромных убытков ядра-кредитора.
Но такой сценарий все же может осуществиться через несколько лет, особенно в случае стагнации слабых стран. Рано или поздно, но реструктуризация долга произойдет. Но этого недостаточно для восстановления роста и конкурентоспособности. Если этого не удастся достичь, то выход из еврозоны станет основным вариантом, поскольку пребывание в блоке будет явно менее выгодным, чем выход из него.
Просмотров: 1661
Метки: Экономика
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Другие материалы:
-
23.06.2011
-
16.06.2011
-
14.06.2011
-
09.06.2011
-
07.06.2011