Эдвард Трусевич: «Мы поддерживаем требования детей и их родителей реализовать свое право на обучение на родном языке» | События в Евросоюзе
читайте нас: RSS E-mail Twitter
Главная
-
Интервью
-
Эдвард Трусевич: «Мы поддерживаем требования детей и их родителей реализовать свое право на обучение на родном языке»
21.02.2012
Интервью с секретарем Союза поляков Литвы, членом Совета Вильнюсского городского самоуправления Эдвардом Трусевичем.

- Расскажите, пожалуйста, о Союзе поляков Литвы, его целях и задачах.

- Союз поляков Литвы – это неправительственная организация, действующая более двадцати лет. Она имеет разветвленную структуру, включающую 15 отделений. Наши отделения есть не только в Вильнюсском крае, где проживает большинство поляков, но и в Каунасе, Клайпеде, Висагинасе, Друскининкай. Наши цели схожи с целями Избирательной акции поляков Литвы. Разница в том, что ИАПЛ - политическая организация, и методы работы у нас различаются, хотя во многом мы партнеры. Хочу также подчеркнуть, что наш союз представлен и в международных организациях. Он является членом Всемирной организации поляков и Европейской организации поляков. Так что мы достаточно активны и на международной арене. Приятно сознавать, что нашу деятельность по поддержке местных поляков высоко оценивают за рубежом. Много добрых отзывов получаем от польских организаций в США, других странах.

- Какие цели объединяют вас с ИАПЛ?

- Одна из общих целей - сохранение идентичности польского меньшинства, которое является неотъемлемой частью литовского государства и соблюдает его законы. Мы уважаем государственный язык, признаем его необходимость, но при этом стремимся сохранить свой язык как признак своей идентичности. Польская общественность Литвы намерена отстоять признанное в Европе право употребления родного языка в общественном пространстве, и в этом вопросе мы действуем с ИАПЛ заодно. В отличие от нас, Избирательная акция поляков имеет политическую трибуну, чтобы отстаивать общие цели, имеет свои фракции в самоуправлениях. Второй очень важный и объединяющий нас сегодня вопрос - это вопрос образования. Принятые в Литве поправки к закону направлены на вытеснение языков нацменьшинств, что вызвало волну протестов. Естественно, мы были рядом с теми родителями и школьниками, которые протестовали, требуя получить право на образование на родном языке.

- В последнее время председатель Совета национальных общин Литвы Махир Гамзаев выступил с резкими заявлениями по поводу деятельности в целом польской и русской диаспор, их организаций, а также по вопросам образования на родном языке. А Вы участвуете в работе этого совета?

- Два с половиной года назад трое членов нашего союза были выбраны в правление этого совета тайным голосованием в польских организациях. Кроме меня туда входят Здислав Валевич, член правления союза, руководитель отделения в Шальчининкай и Стефания Томашун, председатель отделения в Ширвинтай. Как известно, Совет нацменьшинств действует теперь при Министерстве культуры.

- А как Совет нацменьшинств принимает решения? Например, господин Гамзаев обрушился с резкой критикой на лидера ИАПЛ Томашевского и бросил прямые обвинения в его адрес, а также адрес политических организаций, выступая в данном случае как глава общественного формирования, а не как рядовой гражданин. Остальные члены совета обсуждали на заседаниях вопросы, которых коснулся председатель, принимали соответствующие решения?

- К сожалению, совет нацменьшинств не решал вопросы, по поводу которых высказывается председатель. И в своем комментарии я как раз и акцентировал этот момент. Наш совет - коллегиальный орган, а председатель не имеет права высказывать мнение от его имени, не обсудив его на заседаниях. Если совет обсуждает вопрос и приходит к конкретному мнению, то председатель может его озвучить. Он же сделал свое заявление, не обсуждая его на совете. Однажды он выступал по вопросам образования, после чего мы на совете обсудили это заявление, и Гамзаев тогда согласился, что превысил свои полномочия. В данном же случае все повторилось. Поэтому этот факт должен стать темой для обсуждения на ближайшем заседании. Мало того, в своем заявлении он не только критически отозвался о решении ИАПЛ и «Русского альянса» идти вместе на выборы, но и обвинил их лидеров в связях с российским посольством, с некими враждебными Литве силами. То есть он недвусмысленно обвинил людей в предательстве государственных интересов. А это очень серьезное преступление, за которое предусмотрено уголовное наказание.

Затем появился комментарий консерватора Витаутаса Ландсбергиса, где он очень удивился, почему я возмущаюсь. Я могу согласиться с одной мыслью, выраженной в его фразе: «Если у нас нет в печати органа по этике, а в правоохране - структур, которые препятствовали бы откровенному разжиганию розни, пусть в этот процесс включится гражданское общество». Согласен с тем, чтобы общественность обсуждала слова Гамзаева, обвинившего неугодных ему людей в предательстве государства. И пусть будет поставлена точка, чтобы каждый знал: нельзя легкомысленно и голословно бросаться такими серьезными обвинениями. Именно на это я хотел обратить внимание. Но мои слова были интерпретированы иначе и, как мне кажется, ввели в заблуждение ассоциацию толерантной молодежи, которая и должна защищать меньшинства, их права. Она обратилась в Генпрокуратуру с тем, чтобы выяснить, нет ли в моих словах признаков расизма. Я собираюсь встретиться с представителями этой организации и прояснить свою позицию. Уверен, что этого греха в моем высказывании нет, и я не собирался оскорблять никого из представителей нацменьшинств. Мы открыты и сотрудничаем со всеми другими. И обязанность председателя совета как раз гасить конфликты и объединять, а не настраивать одних против других.

- Но Ваши критики обратили особое внимание на Ваше высказывание о том, что на дела нацменьшинств в нашем государстве оказывают влияние иммигранты из стран Азии. Почему Вы затронули эту острую тему?

- Я хотел обратить внимание на понятия «эмигрант» и «представитель нацменьшинства». Все спекуляции и инсинуации по этому поводу возникли еще и потому, что у нас нет четкого юридического определения, нет закона о нацменьшинствах (прежний перестал действовать два года назад). Граждане Литвы, которые хотят причислять себя к нацменьшинствам, таковыми и являются и должны иметь четко регламентированные права. А люди, приехавшие сейчас из других стран, неважно, из Польши, Европы, Америки или Азии, являются для своих стран эмигрантами. Они приехали к нам. Полагаю, что должны быть соответственно прописаны и их права. Я как раз выступаю за толерантность в этом вопросе, открытость, поскольку мы, как и все европейские страны, обречены на появление миграционных потоков и обязаны законодательно регулировать их.

- Несмотря на протесты, правительство продолжает реформировать школы нацменьшинств. Есть ли какие-нибудь способы повлиять на ситуацию в данный момент?

- Пока другого способа, кроме парламентских выборов и надежды, что с изменением правящего большинства соответственно можно будет вернуться к этому вопросу, нет. В настоящее время все цивилизованные средства исчерпаны. Проблемы не решены так, как решаются в демократическом цивилизованном обществе, когда в сложных конфликтных вопросах выслушивается мнение сторон. Как известно, у нас в Литве политики не любят выслушивать аргументы других. Мало того, в последнее время появляются открытые спекуляции – нас обвиняют в каких-то политических решениях. Странно слышать такое от людей, заявляющих о приверженности демократическим ценностям.

- Власти заявляют, что реформа школ проводится во благо детей…

- Иначе как циничными такие заявления не назовешь. Мы поддерживаем и будем поддерживать требования детей и их родителей реализовать свое право на обучение на родном языке. Правила игры не должны меняться. Недопустимо, когда ребенок учится в одних условиях, а к выпускным экзаменам должен готовиться по другим программам.

- На скандал, вызванный высказываниями Гамзаева в интернет-портале и Вашим ответом ему, Министерство культуры отреагировало запоздало и не очень вразумительно. Непонятно, что оно имело в виду?

- Министерство культуры, если оно захотело вмешаться в этот скандал, должно было бы углубиться в его предысторию, найти причины. Хочется пожелать этому министерству только одного - чтобы оно как можно скорее направило правительству проект закона о национальных меньшинствах, который уже подготовлен при участии представителей нацменьшинств. Почему-то министерство медлит, и создается впечатление, что правительство очень боится этого закона. Я хотел бы, чтобы в правительстве хорошенько подумали, правильным ли путем идем в реализации политики в отношении национальных меньшинств.

- Почему так заострился вопрос о названиях и фамилиях на польском языке? Еще недавно в проводимых опросах жители Литвы не были против этого.

- Я вижу в этом только политический аспект. Пытаются не дать полякам того, что они просят, и повторить ситуацию, которая сложилась в довоенном Каунасе. Там была большая польская диаспора, но после того, как закрыли польские школы, она была вынуждена ассимилироваться. Такой сценарий, кажется, кое-кто хотел бы реализовать и в Вильнюсском крае. Но здесь русские и польские нацменьшинства многочисленны и довольно активны, умеют за себя постоять. Хорошо, что они сотрудничают и выражают свое мнение. Многим это не нравится. Оказывается то, что является нормой для демократической Европы и всячески ею приветствуется, почему-то не подходит демократической Литве.


Просмотров: 1079
Оригинал: nedelia.lt
Теги: Политика

опубликовать в социальных сетях:
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter

Добавить комментарий
Имя
E-mail не публикуется
Web-сайт
Комментарий
15 – 5 = ?