27.05.2013

Эксперт Финского института международных отношений Анаис Марин объяснила, почему затянулась пауза в отношениях Минска и ЕС. По мнению Марин, их улучшение было бы выгодно Беларуси.
Кандидат политических наук, французский политолог Анаис Марин считает, что между Беларусью и Евросоюзом сейчас идет торг, в котором официальный Минск пытается добиться максимальных уступок в обмен на возобновление диалога с Брюсселем. Марин, работающая в Финском институте международных отношений, также полагает, что не стоит бороться за лишение Беларуси права на проведение чемпионата мира по хоккею в 2014 году.
- Активизация деятельности МИД Беларуси на европейском направлении свидетельствует о том, что Минск не против нормализации отношений с Брюсселем. Почему тогда белорусские власти не идут на освобождение политзаключенных, ведь со стороны ЕС это условие осталось единственным для возобновления диалога?
- Требования либерализации, прозрачности выборов, освобождения и реабилитации политзаключенных были изначально нереальными, когда они выставлялись. Теперь политики в Евросоюзе считают, что не стоит ожидать того, что никак не будет выполнено, и не настаивают на реабилитации. Это плохо как для политзаключенных, так и для репутации ЕС, поскольку со стороны Брюсселя это значительная уступка.
Минск ведет себя как обычно, чтобы добиться еще больших послаблений и, может быть, выпустить не всех политзаключенных сразу. Я думаю, идет закулисный торг, когда и сколько освободить, и что сделает в ответ на это Брюссель. В этом торге важно также, кто сделает первый шаг, чтобы не потерять лицо. Поэтому решение вопроса затягивается.
- Часто приходится слышать, что политика ЕС в отношении Беларуси не приносит результатов. В чем тут дело?
- На мой взгляд, со стороны ЕС были плохо продуманы стратегия и условия сотрудничества - как Европейской политики добрососедства, так и программы Восточное партнерство. Кроме того, они не соответствовали ни ожиданиям официального Минска, ни белорусского социума.
К сожалению, я не вижу в ЕС также разумного и принципиального подхода к аспектам демократии и прав человека в странах Восточного партнерства. Скорее, здесь можно говорить о двойных стандартах. Обратите внимание: когда европейские политики заявляют, что с Азербайджаном сотрудничество развивается, и будут подписаны новые договоры, - это вовсе не означает, что Восточное партнерство удачно работает. Это, скорее, знак того, что деньги правят миром, и что победила «икорная дипломатия» - Баку удалось убедить Брюссель, что можно без проблем сотрудничать и развивать отношения с режимом, где политзаключенных намного больше, чем в Беларуси.
- Насколько важным для Минска является участие в саммите Восточного партнерства, который пройдет в Литве в конце ноября?
- Если бы отношения с ЕС нормализовались, то Беларусь извлекла бы из этого выгоду. В экономическом плане Минск мог бы рассчитывать на инвестиции и участие в европейских программах помощи в развитии инфраструктуры. Для белорусских граждан можно было бы все представить так, как будто «в ЕС нам пошли на уступки, а мы остались на своей позиции».
Усилились бы позиции Минска и в отношениях с Москвой, от которой можно было бы ожидать послаблений в экономической сфере и смягчения реакции в ответ на невыполнение белорусскими властями обязательств в рамках Таможенного союза и создаваемого Евразийского союза.
- Что мог бы предпринять Евросоюз, чтобы улучшить ситуацию в отношениях с Беларусью?
- Изменения, на мой взгляд, были бы возможны, если бы ЕС начал вести диалог о модернизации не только с оппозицией и гражданским обществом. Пока в диалоге о модернизации, в котором сейчас не участвуют власти Беларуси, Брюссель выглядит как командир, который хочет всех учить.
Я уверена, что среди белорусских бюрократов есть те, кто видят пользу от реформ в широком смысле. Например, в участии Беларуси в Болонском процессе заинтересованы все. Есть немало организаций гражданского общества, которые подготовили дорожную карту по развитию реформ в этой сфере. По каждому пункту можно было бы тут договариваться, обсуждать, какие шаги готово делать правительство. При этом ЕС мог бы играть в этих переговорах роль посредника.
- За год до очередного чемпионата мира по хоккею не утихают споры о том, надо ли бороться за лишение Минска права на проведение этого спортивного мероприятия. Что Вы думаете на этот счет?
- Мое мнение отличается от позиции депутатов Европарламента, которые призывают забрать хоккейный чемпионат мира у Беларуси. Это не тот инструмент, с помощью которого можно повлиять на политику Минска. Спорт принадлежит не властям, а гражданам, его надо оставить вне рамок санкций. Я думаю, что стоит разграничивать спортивные мероприятия и дискуссии на политические темы, которые ведут государства.
Чемпионат мира по хоккею в Минске представляется хорошим способом на долгосрочный период привлечь внимание к проблемам страны. А если к началу турнира в Беларуси еще останутся политзаключенные, то это еще больше подогрело бы интерес и политиков, и журналистов.
Мне кажется, что стоило бы использовать заявление президента Александра Лукашенко, который обещал безвизовый режим для участников чемпионата и для хоккейных болельщиков из стран Евросоюза. Было бы хорошо, если на какое-то время удалось бы отложить все политические распри, и люди смогли бы встречаться и общаться. Кроме того, это важно для самих белорусов, которые во время турнира могли бы осознать, что они такие же европейцы, что они могут организовать крупные спортивные соревнования и приглашать гостей.
- Как могут развиваться отношения Минска и Брюсселя в ближайшее время?
- С тех пор, как я занимаюсь Беларусью, я перестала быть оптимистом. В прогнозах легко ошибиться, но я уверена, что нормализация отношений с Минска и Брюсселя все-таки произойдет. Другой вопрос, когда это случится.
Кандидат политических наук, французский политолог Анаис Марин считает, что между Беларусью и Евросоюзом сейчас идет торг, в котором официальный Минск пытается добиться максимальных уступок в обмен на возобновление диалога с Брюсселем. Марин, работающая в Финском институте международных отношений, также полагает, что не стоит бороться за лишение Беларуси права на проведение чемпионата мира по хоккею в 2014 году.
- Активизация деятельности МИД Беларуси на европейском направлении свидетельствует о том, что Минск не против нормализации отношений с Брюсселем. Почему тогда белорусские власти не идут на освобождение политзаключенных, ведь со стороны ЕС это условие осталось единственным для возобновления диалога?
- Требования либерализации, прозрачности выборов, освобождения и реабилитации политзаключенных были изначально нереальными, когда они выставлялись. Теперь политики в Евросоюзе считают, что не стоит ожидать того, что никак не будет выполнено, и не настаивают на реабилитации. Это плохо как для политзаключенных, так и для репутации ЕС, поскольку со стороны Брюсселя это значительная уступка.
Минск ведет себя как обычно, чтобы добиться еще больших послаблений и, может быть, выпустить не всех политзаключенных сразу. Я думаю, идет закулисный торг, когда и сколько освободить, и что сделает в ответ на это Брюссель. В этом торге важно также, кто сделает первый шаг, чтобы не потерять лицо. Поэтому решение вопроса затягивается.
- Часто приходится слышать, что политика ЕС в отношении Беларуси не приносит результатов. В чем тут дело?
- На мой взгляд, со стороны ЕС были плохо продуманы стратегия и условия сотрудничества - как Европейской политики добрососедства, так и программы Восточное партнерство. Кроме того, они не соответствовали ни ожиданиям официального Минска, ни белорусского социума.
К сожалению, я не вижу в ЕС также разумного и принципиального подхода к аспектам демократии и прав человека в странах Восточного партнерства. Скорее, здесь можно говорить о двойных стандартах. Обратите внимание: когда европейские политики заявляют, что с Азербайджаном сотрудничество развивается, и будут подписаны новые договоры, - это вовсе не означает, что Восточное партнерство удачно работает. Это, скорее, знак того, что деньги правят миром, и что победила «икорная дипломатия» - Баку удалось убедить Брюссель, что можно без проблем сотрудничать и развивать отношения с режимом, где политзаключенных намного больше, чем в Беларуси.
- Насколько важным для Минска является участие в саммите Восточного партнерства, который пройдет в Литве в конце ноября?
- Если бы отношения с ЕС нормализовались, то Беларусь извлекла бы из этого выгоду. В экономическом плане Минск мог бы рассчитывать на инвестиции и участие в европейских программах помощи в развитии инфраструктуры. Для белорусских граждан можно было бы все представить так, как будто «в ЕС нам пошли на уступки, а мы остались на своей позиции».
Усилились бы позиции Минска и в отношениях с Москвой, от которой можно было бы ожидать послаблений в экономической сфере и смягчения реакции в ответ на невыполнение белорусскими властями обязательств в рамках Таможенного союза и создаваемого Евразийского союза.
- Что мог бы предпринять Евросоюз, чтобы улучшить ситуацию в отношениях с Беларусью?
- Изменения, на мой взгляд, были бы возможны, если бы ЕС начал вести диалог о модернизации не только с оппозицией и гражданским обществом. Пока в диалоге о модернизации, в котором сейчас не участвуют власти Беларуси, Брюссель выглядит как командир, который хочет всех учить.
Я уверена, что среди белорусских бюрократов есть те, кто видят пользу от реформ в широком смысле. Например, в участии Беларуси в Болонском процессе заинтересованы все. Есть немало организаций гражданского общества, которые подготовили дорожную карту по развитию реформ в этой сфере. По каждому пункту можно было бы тут договариваться, обсуждать, какие шаги готово делать правительство. При этом ЕС мог бы играть в этих переговорах роль посредника.
- За год до очередного чемпионата мира по хоккею не утихают споры о том, надо ли бороться за лишение Минска права на проведение этого спортивного мероприятия. Что Вы думаете на этот счет?
- Мое мнение отличается от позиции депутатов Европарламента, которые призывают забрать хоккейный чемпионат мира у Беларуси. Это не тот инструмент, с помощью которого можно повлиять на политику Минска. Спорт принадлежит не властям, а гражданам, его надо оставить вне рамок санкций. Я думаю, что стоит разграничивать спортивные мероприятия и дискуссии на политические темы, которые ведут государства.
Чемпионат мира по хоккею в Минске представляется хорошим способом на долгосрочный период привлечь внимание к проблемам страны. А если к началу турнира в Беларуси еще останутся политзаключенные, то это еще больше подогрело бы интерес и политиков, и журналистов.
Мне кажется, что стоило бы использовать заявление президента Александра Лукашенко, который обещал безвизовый режим для участников чемпионата и для хоккейных болельщиков из стран Евросоюза. Было бы хорошо, если на какое-то время удалось бы отложить все политические распри, и люди смогли бы встречаться и общаться. Кроме того, это важно для самих белорусов, которые во время турнира могли бы осознать, что они такие же европейцы, что они могут организовать крупные спортивные соревнования и приглашать гостей.
- Как могут развиваться отношения Минска и Брюсселя в ближайшее время?
- С тех пор, как я занимаюсь Беларусью, я перестала быть оптимистом. В прогнозах легко ошибиться, но я уверена, что нормализация отношений с Минска и Брюсселя все-таки произойдет. Другой вопрос, когда это случится.
Просмотров: 1141
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
Последние интервью:
-
14.05.2013
-
07.05.2013
-
23.04.2013
-
16.04.2013
-
09.04.2013