Алан Турен – французский социолог, почетный член американской академии искусств и наук, Академии наук Польши, почетный доктор ряда институтов во Франции и за рубежом, офицер Ордена Почётного Легиона, Национального ордена «За заслуги».
- Сегодня, когда говорят об исламе и мусульманах, часто подразумевают терроризм и террористов… Ваше мнение на этот счет?
- Давайте не будем преувеличивать. Тенденция к такому восприятию есть, а все потому, что терроризм сегодня – актуальнейшая тема в СМИ. Теракт любого масштаба, акции самоубийц-одиночек – все прямиком идет в газеты.
- Так что - во всем виноваты СМИ?
- Нет, конечно. Просто любые крайности всегда бросаются в глаза.
- Можно ли говорить, что сегодня религиозность воспринимается как тревожный знак? Я имею в виду референдум о строительстве минаретов в Швейцарии и споры вокруг ношения хиджаба во Франции.
- Я не согласен. Большая часть живущих во Франции мусульман (а община здесь огромна, где-то 5-6 миллионов человек) вообще к этому никакого отношения не имеет. Есть небольшая прослойка, которая обеспокоена… Но речь идет о 2-3 тысячах человек. С одной стороны, это немало, потому что раньше их вообще не было. С другой же, если мы соотнесем эту группу со всем женским мусульманским населением Франции, а это где-то 3 миллиона, то разница более чем существенна. В Европе мы живем по принципу разделения политики, экономики и религии. Когда же вы говорите «ислам», подразумевается, что все эти аспекты слиты воедино.
Точно так же считал Хантингтон в своих «Цивилизациях». Это неверно. Нет такого обобщенного ислама, как нет и такого христианства. Давайте все же вычленять религиозный аспект из других сфер жизни.
- Мы переживаем сегодня социальную катастрофу, так?
- Послушайте, я вам прямо скажу. Никакой катастрофы нет и в помине. Мир развивается, движется вперед. Вот на Африку посмотрите, какой там заметный рост…
- Имеется в виду ценностная катастрофа!
- Это очень неконкретно. Давайте так. С экономической точки зрения мир движется вперед. Исключение составляет Европа.
Смотрите, даже американцы смогли выскочить из кризиса. А мы… Сначала Греция, теперь, возможно, и другие страны… Проблемы только умножаются. Так что, внимание: никакой мировой катастрофы нет. Если и говорить о ней, то только применительно к Европе. Так будет точнее. И потом, Евросоюз ведь реально обладает очень небольшим влиянием. Несравнимым, по крайней мере, с влиянием, которым обладают США, Китай, Индия… Это первое, о чем я хочу сказать. Второе – обратите внимание, что страны ЕС в 2009-м смогли задействовать свои резервы и избежать тем самым сильного снижения уровня жизни на фоне кризиса. В 2009-м во многих государствах ЕС, во Франции в том числе, рост был минимальным, однако катастрофы не произошло. Хотя, правда, в 2010 дела могут пойти хуже.
- Возвращаясь к религии. Европейский суд по правам человека работает по делу о присутствии крестов в итальянских школах. Что для Вас крест?
- Многие более или менее консервативные и даже вполне умеренные итальянцы говорят, что это – символ их страны. Это просто смешно. Крест не может быть национальным символом.
- Но это часть итальянской традиции.
- Да, а еще это часть испанской, немецкой, английской традиций. Если уже встать на этот путь, то христианство – не чисто итальянская собственность. Да, именно в Италии находится папский престол, ну что ж, и прекрасно. Если же вы хотите знать, что для меня значит крест, то я скажу: я – абсолютно светский по своим убеждениям француз, я считаю, что разделение церкви и государства – необходимое условие для разрешения многих современных проблем. А крест в Италии – своего рода поводок, посредством которого католическая церковь влияет на жизнь общества.
- Турция стремится в ЕС. Некоторые аналитики считают, что главным препятствием на ее пути является преимущественно мусульманский состав населения. А Вы что думаете?
- Насколько мне известно, сама возможность вступления Турции в ЕС была согласована, так что теперь мы просто заставляем ее ждать. Неверно говорить, что Турцию не хотят видеть в Евросоюзе. Напротив, большинство членов как раз «за». Против выступают Франция и Германия. Франция даже в большей степени. Это связано с личными убеждениями президента республики, позицией его партии. Что до меня, то я – очень ярый сторонник приема Анкары в ЕС. Почему? Да потому, что одной из крупнейших проблем Европы сегодня считаю ее взаимоотношения с мусульманским миром. Американцы установили с ним контакт через арабские страны, бывшие европейские колонии, настроенные враждебно по отношению к своим экс-колонизаторам. В этих странах государственность всегда была слабой, и вот такая, скажем, политико-культурная враждебность им традиционно присуща. Турция же никогда не была колонией: она сама брала верх над многими странами, но в зависимость не попадала. В Турции всегда была очень сильная государственность, Ататюрк и прочее.
Я думаю, что Европа действительно повысила бы свой международный авторитет, если бы выстроила надежные связи между Востоком и Западом – в то время, пока американцы увязают в постыдной войне.
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter
-
06.07.2010
-
17.06.2010