Изначально, до создания ЭВС – Экономического и валютного союза, взаимное влияние на экономику государств ЕС осуществлялось в большей мере с помощью различных инструментов структурной и торговой политики (содействие исследованиям и науке, экология, общие транспортные проекты и т.п.), а также микроэкономического регулирования (регулировались отдельные аспекты деятельности на предприятиях, к примеру, охрана труда).
Решением Маастрихтского договора в 1990-х годах впервые был задействован весь комплекс средств, в том числе инструментарий макроэкономического регулирования.
В 1992 году были установлены жесткие критерии конвергенции, необходимые для введения общеевропейской валюты – евро, которые регулировали предельные уровни:
- инфляции. Ее темпы должны быть не выше 1,5% от среднего показателя в странах ЕС с наименьшим ростом цен;
- процентных ставок по долгосрочным кредитам. Их величины не должны превышать более чем на 2% средний показатель для 3-х стран с наименьшим ростом цен;
- дефицит государственного бюджета. Он не может превышать 3% от ВВП;
- государственный долг. Не должен быть больше 60% от ВВП;
- на протяжении двух лет валюта не должна девальвироваться, а ее обменный курс выходить за пределы колебаний, определенные Европейской валютной системой.
Заключенный в 1997 году по настоянию Германии Пакт стабильности и роста, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев путем введения обязательств для стран-участниц в случае превышения установленных 3% дефицита государственного бюджета исправлять положение в течение одного года, в другом случае предусматривались финансовые наказания в виде штрафа до 0,5 процента ВВП.
Формирование Экономического и валютного союза проходило в 3 этапа, а его завершением стало ведение денежной единицы евро, которая постепенно заменила национальную валюту в 17 странах еврозоны.
Экономическая и валютная интеграция органически связаны внутри ЭВС и не могут существовать отдельно. Так, для формирования единого экономического пространства на территории всего ЕС нужна общая экономическая политика. В свою очередь, валютный союз, который обслуживает это пространство, не смог бы функционировать при различных темпах инфляции в странах, процентных ставках, уровнях внешних национальных долгов и т.д.
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter