К сожалению, эта формула, так часто используемая европейскими политиками, все же остается абстрактной. Как только дело доходит до практических шагов, предлагаются различные, даже противоречивые методы. Это понятно, поскольку в странах, отличающихся между собой культурой, историей и политическим опытом, уже давно сформировались свои системы здравоохранения. Понятно, что регулярно возникают вопросы о их достоинствах и недостатках при решении конкретных задач.
За последнее время в Европе проводилось много реформ, направленных на улучшение систем здравоохранения. Поиски оптимальных решений стали причиной выработки более обоснованной политики в области здравоохранения.
В связи с расширением ЕС стало понятно, как сильно отличаются модели охраны здоровья в странах-членах. В первую очередь это касается новых членов и старожилов. При этом Евросоюз не выдвигает жестких требований к организации системы здравоохранения государств, желающих вступить в содружество. Основное – чтобы все слои населения, независимо от их места проживания и платежеспособности, могли получить медицинскую помощь.
В Договор о ЕС внесен параграф «Р», предусматривающий, что Европейский Союз будет содействовать достижению высокого уровня защиты здоровья. Затем Маастрихтский договор включил здравоохранение в реализацию всех остальных политик ЕС и придал этому направлению новые функции, которые дополняют усилия стран ЕС.
Эти «дополняющие усилия» главным образом направлялись на координацию:
- мер по установлению высоких стандартов качества и безопасности медицины (пересадки органов, переливания крови и пр.);
- мер в ветеринарной и фитосанитарной области с целью защиты здоровья людей;
- стимулирующих мер (incentive measures) по защите и улучшению здоровья населения.
При этом все подобные «дополняющие меры» ЕС исключали какую-либо гармонизацию здравоохранительного законодательства государств-членов. Таким образом, основная компетенция и главные усилия в сфере здравоохранения находились и продолжают находиться в странах-членах, а ЕС только дополняет эти усилия, например, предотвращает «перенос» инфекции через границы, ускоряет «движения» пациентов, сокращает различия в качестве медицинского обслуживания и услуг и др.
Страны ЕС обязаны гарантировать право своих граждан на получение качественной медпомощи в других странах-членах. Права и обязанности, как пациентов, так и персонала медицинских учреждений должны быть прописаны законодательно. Пациентам гарантируется право на свободный выбор лечебно-профилактического учреждения и лечащего врача.
Особое внимание уделяется системе защиты прав медперсонала. Зачастую она обеспечивается профессиональными общественными организациями врачей и медсестер.
Мощным фактором в системе здравоохранения многих развитых стран Европы является обязательное социальное государственное медицинское страхование.
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter