Раду Врабие: «ЕС относится к нам как к сформировавшемуся и надежному партнеру, которому, тем не менее, предстоит еще много работать» | События в Евросоюзе
читайте нас: RSS
Главная
-
Интервью
-
Раду Врабие: «ЕС относится к нам как к сформировавшемуся и надежному партнеру, которому, тем не менее, предстоит еще много работать»
12.07.2011
О том, что следует предпринять Молдове для урегулирования приднестровского конфликта, как влияют недопонимания в вопросе о Паланке на молдово-украинские отношения и как Соглашение о свободной торговле с ЕС отразится на молдавских бизнесменах, рассказал директор программ Ассоциации внешней политики господин Раду Врабие.

- На Ваш взгляд, будет ли в ближайшее время достигнут какой-то прогресс в приднестровском урегулировании? При каких обстоятельствах это было бы возможно?

- Приднестровская проблема – это не та проблема, которую можно решить быстро. Необходим долгосрочный системный подход, включающий элементы как внутренней, так и внешней политики.

Молдавские власти обещали нам в течение многих лет, что эта проблема будет решена, но, к сожалению, большинство шагов закончились провалом. Практически все документы, подписанные за всю историю переговорного процесса, были скорее неблагоприятными для Молдовы. В  2010 действительно появилась положительная динамика, и тираспольская администрация казалась удовлетворенной новой конъюнктурой в Республике Молдова. Тем не менее, мы видим, что в Приднестровье есть много сил, не желающих урегулирования, или же всякий раз после определенного успеха мы снова возвращаемся к неприятным ситуациям, их можно назвать и провокационными, таким как дела Варданяна и Казаку, постоянные инциденты в Коржево, которые, конечно же, не внушают оптимизма.

В то же время сейчас у нас сложилась более благоприятная внешняя ситуация: к процессу урегулирования подключилась Германия, более полно приступил ЕС, а также США. Сейчас для нас важно, как мы воспользуемся этим контекстом и как нам добиться, чтобы  инициатива трансформировалась в жизнеспособное решение. И здесь я имею в виду, что Молдове необходимо упрочить внутренний потенциал и направить его в сторону приднестровского урегулирования. В настоящее время этой проблематикой у нас занимается вице-премьер по вопросам реинтеграции г-н Карпов со своей командой, в то время как другие министерства оказываются менее вовлеченными или же вовсе остаются не у дел. Это создает неблагоприятную ситуацию, поскольку Бюро по вопросам реинтеграции не в состоянии справиться со всеми проблемами, там нет специалистов во всех необходимых областях. Я думаю, что одним из первых шагов, которые должна предпринять Республика Молдова, является разработка стратегии по урегулированию приднестровского конфликта. В ней должны быть предусмотрены конкретные шаги и этапы, к реализации которых были бы привлечены все министерства и государственные учреждения.

Мы должны понимать, что Молдова заканчивается не на Днестре, а на границе с Украиной, даже если мы временно не контролируем эту территорию. В то же время необходимо информировать граждан и с правого, и с левого берега Днестра о приднестровском урегулировании. Мы довольно мало работали с людьми левобережных районов, не предоставляли им достаточной информации о том, что мы делаем. У меня сложилось впечатление, что в последнее время наблюдается отсутствие интереса к этому вопросу и у граждан с правого берега.

- Как может быть решена проблема Паланки, которая из юридической «путаницы» переросла в предмет двустороннего спора?

- Действительно, между Молдовой и Украиной существует проблема в Паланке. Эта проблема не нова, а длится уже долгие годы. Стороны на протяжении многих лет все чаще обвиняют друг друга в неисполнении определенных положений. Я думаю, мы должны принимать во внимание  вес Украины в регионе, и подходить к решению споров позитивно – любое недопонимание между нашими странами ведет к  отравлению двусторонних отношений, в том числе и в других областях, таких как приднестровское урегулирование. Я неоднократно видел, что молдавские власти предпринимали попытки решить этот неприятный спор, и надеюсь, что в будущем стороны придут к соглашению. Эти проблемы должны решаться в разумные сроки без предвыборной истерии.

- После заявлений, наделивших Молдову статусом «истории успеха», прозвучало предупреждение от главы делегации ЕС в Кишиневе о том, что «медовый месяц» закончился. Думаете, Кишинев успел разочаровать партнеров по ЕС?

- В принципе, это заявление не является предупреждением, и если проанализировать понятие «медового месяца» - в любой семье медовый месяц когда-то заканчивается, и начинаются зрелые отношения, основанные на понимании. В этом заявлении я скорее вижу, что ЕС относится к нам как к сформировавшемуся и надежному партнеру, которому, тем не менее, предстоит еще много работать.

Усилия и результаты, полученные до сих пор, в какой-то степени обязывают нас быть еще более последовательными и настойчивыми в достижении хорошего результата. Даже если есть соблазн установить какие-то сроки, я бы этого не делал. Для меня как гражданина Республики Молдова важно не только получение упрощенного визового режима или подписание соглашения об ассоциации. Вступление в ЕС означает развитие и модернизацию Республики Молдова, поскольку все мы как граждане этой страны желаем ее процветания. Поэтому я считаю, что темпы модернизации Республики Молдова совпадут с получением документов, которых мы добиваемся от ЕС.

- В то время как политики счастливы возможности вести переговоры по Соглашению о свободной торговле с ЕС, бизнесмены, судя по всему, несколько напуганы перспективами. Насколько мотивирована эта сдержанность со стороны предпринимателей, и насколько молдавская экономика готова к такой открытости?

- Я думаю, что рыночная экономика в Молдове все еще дикая, на этом рынке нет четких правил. Зачастую мы, живя в бедной стране, слишком дорого платим за различные продукты и услуги.

Конечно, в первое время экономическая открытость неприятно ударит по тем бизнесменам, чья прибыль составляет 100% от затрат. В то же время, соглашение о свободной торговле будет способствовать установлению порядка на рынке. Не следует забывать, что помимо узких интересов существует и необходимость в здоровой экономике, что помимо активных людей, которых, к сожалению, становится все меньше, есть бюджетники и пенсионеры, чьи зарплаты и пенсии должны быть больше.  Соглашение о свободной торговле позволит Молдове присоединиться к лучшему законодательству, а это в интересах бизнесменов, поскольку, не будучи защищены законом, они не могут гарантировать долгосрочную деятельность.

- Каковы основные достижения и недоработки руководства страны за последние полгода на пути к заявленной европейской интеграции?

- Главным достижением, безусловно, является соглашение о либерализации визового режима – область, в которой мы довольно далеко продвинулись, еще есть Соглашение об ассоциации, в котором мы добились значительного прогресса, и соглашение о свободной торговле, по поводу которого мы будем вести переговоры.

Что же касается недоработок, я бы не стал их так называть – речь идет о неблагоприятном внутриполитическом контексте, из-за которого блокируются некоторые реформы. Этот непрерывный электоральный процесс вынуждает политиков постоянно заниматься предвыборной кампанией. Я считаю, что европейская интеграция и приднестровское  урегулирование должны быть объективными, национального характера, без политических спекуляций, и все силы, по мере возможности, должны быть брошены на достижение этих целей. У нас уже был подобный прецедент в 2005 году, когда единогласно был принят Закон о левобережных районах Днестра и заявление о европейской интеграции.


Просмотров: 6290
Оригинал: allmoldova.com

опубликовать в социальных сетях:
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter

Добавить комментарий
Имя
E-mail не публикуется
Web-сайт
Комментарий
15 – 5 = ?