Хараламбос Теопемпту: «Кипрской АЭС не бывать!» | События в Евросоюзе
читайте нас: RSS
Главная
-
Интервью
-
Хараламбос Теопемпту: «Кипрской АЭС не бывать!»
17.08.2010

«Всего только два поколения назад все отходы натуральным образом перерабатывались в компостной яме! — говорит спецпредставитель по вопросам защиты окружающей среды на Кипре Хараламбос Теопемпту. — А теперь мусор изменился — он не желает превращаться в удобрения. А мы до сих пор мыслим бабушкиными категориями и надеемся, что если выкинем холодильник с глаз долой, то он как-нибудь сам собой рассосется». Но, увы, чудес не бывает. И кучи мусора, строительных отходов, неисправной бытовой техники и другого хлама медленно, но верно заполоняют собой остров.

— И как же правительство планирует избавляться от мусора?


— Обычным способом. Будем строить свалки. Правда, не простые, а практически золотые. Первая такая свалка, а, вернее, завод по переработке отходов уже действует в Ларнаке. Это не свалка, а просто чудо техники, на ней стоит оборудование, которое разделяет три вида пластика, металлические, органические и вредные отходы. Металл прессуют, пластик превращают в крупу, и в таком виде продают для вторичного использования.

Кроме умного завода, у нас есть еще и несколько свалок обычного типа, а в ближайшее время мы ждем результатов исследования, опираясь на которые будем принимать решение об открытии еще и других свалок. Но проблема нашего острова не в том, что нам некуда выкинуть мусор. Проблема в том, что люди категорически не желают выбрасывать мусор в отведенные для этого места.

— Возможно, в этом случае следует использовать политику «Не хочешь — заставим!»?


— Мы понемногу начинаем заставлять, но это непросто. Вот, к примеру, мы заставляем компании, которые торгуют электротоварами, забирать назад старую бытовую технику. Думаю, что уже в течение месяца в большинстве крупных магазинов будут стоять большие корзины, куда вы сможете выкинуть старые электроприборы. Кроме того, грузчики, доставившие вам новый холодильник, теперь обязаны забрать у вас неисправный. Если они будут упираться, позвоните нам в офис и пожалуйтесь.

— Может ли так случиться, что в перспективе нам придется решать более глобальные экологические проблемы по сравнению с тем, куда деть старый холодильник? Вот уже который месяц политики и СМИ поговаривают о возможности строительства атомной электростанции...


— Не бывать этому, пока я жив! Я, знаете ли, ярый противник атомной энергии. Да и где ее тут можно построить? Негде, нет у нас места для атомной электростанции. Вот я недавно спрашивал у своих коллег, сторонников этой идеи: «Ну и где вы планируете ее строить?» А негде! Правда, в последнее время они придумали, что построят АЭС в море, но это как-то совсем уж несерьезно. К тому же я уверен, что люди будут серьезно протестовать. Вы знаете, что было, когда строили этот отходоперерабатывающий завод в Ларнаке?

— Народные волнения?


— Люди перекрыли шоссе на Ларнаку и начали поджигать машины, пока не приехали парламентарии и не стали на пальцах объяснять, что завод — это не помойка, дурно пахнуть не будет, и жить возле него ничем не хуже, чем, например, возле молокозавода. Так что я верю в наше население. Даже если чиновники вконец сойдут с ума и решат-таки построить АЭС, простые люди им не дадут.

— Ясно. А что касается альтернативных видов энергии — ветра, солнца?

— В Пафосе очень удачно стартовал проект ветряков. Сейчас их там около 80, и планируется построить еще больше. Ветрогенераторы построят и в Ларнаке. Один ветряк вырабатывает 1 мегаватт в час, тогда как обычная семья использует за час не более 40 киловатт. Вот и считается, что одного ветряка достаточно, чтобы обеспечить энергией 25 домов. С ветром, как вы сами понимаете, проблем у нас нет, так что ветроэнергетику мы будем развивать.

— А солнечные батареи?

— Сейчас как раз входят в моду солнечные батареи нового типа. Действуют они так — солнце нагревает воду, которая внутри батареи, вода превращается в пар, который крутит небольшую турбину. Таким образом появляются 20-40 киловатт в час, которых как раз хватает на обслуживание обычного дома. Так что с энергией проблем у нас нет. У нас катастрофическая ситуация с водой.

— Но ведь в последнее время вроде стало получше?

— Это только кажется. Вода на Кипре — явление периодическое. То она есть, а то ее нет. И если мы взглянем на график осадков за последние 20 лет, то увидим, что несколько дождливых лет обычно сменяются засушливыми годами. К тому же, чем дальше, тем дольше становится период засухи. Так что радоваться абсолютно нечему.

— Что же делать?


— Правительство предлагает больше опреснять морскую воду. Но я противник этого метода. Я считаю, что с правильным подходом к использованию воды мы прекрасно можем экономить ее.

Вот, например, можно запретить использовать пресную воду для бассейнов. В одном небольшом домашнем бассейне столько пресной воды, сколько необходимо одному человеку в год. Вы представляете, сколько воды можно сохранить, если использовать в бассейнах морскую воду?! В Австралии все владельцы бассейнов по закону обязаны использовать только соленую воду. А вот у нас почему-то такого закона нет. Почему?

Ну, ничего, Европарламент нам покажет! Вот недавно как раз пришла директива о том, что по европейским законам мы должны строить дома, уже изначально оборудованные системой для экономии воды. А то ведь на сегодняшний день у нас даже туалетных бачков с двумя кнопками по всему острову — раз-два и обчелся. Только в больших отелях, где они за воду платят миллионы.

— Похоже, что аналогичная ситуация и с общественным транспортом. Что думают по этому поводу экологи?

— Будем стараться найти решение, хотя, конечно, транспортную сеть не построишь за год. Вот сейчас мы рассматриваем проект о создании разветвленной сети общественного транспорта в Никосии. Вы бы видели этот проект — он потянет тома на три! Мы ведь начинаем с нуля. Кроме того, что надо закупить автобусы и обеспечить их водителями, нужно разработать маршруты, а затем придется сделать односторонними половину центральных улиц. Надо построить остановки, которых тоже нет. Мы планируем все организовать таким образом, чтобы дорога от дома до офиса или другого места назначения занимала бы у жителя любого района столицы не более 14 минут.

— Но это только в Никосии. А что в Лимассоле?

— В Лимассоле уже этим летом появятся полсотни новых автобусов. Мы заказали их, они должны прийти с недели на неделю. Так что станет лучше. К тому же мы планируем запустить больше междугородних рейсовых автобусов, а то сегодня ситуация просто патовая.

— Через сколько лет можно ждать появления на Кипре полноценной системы общественного транспорта?

— Пока не знаю. Это не так-то просто определиться в сроках. Пока что есть только план на бумаге, а на деле — ничего. Это очень большая работа — придется только в Никосии перекопать полгорода, придется создать несколько сотен новых рабочих мест. Это проект на годы, но хорошо, что он вообще делается.

— Какие еще проблемы, по-вашему, важны для экологов?


— Есть проблема, на которую почти никто не обращает внимания, а те, кто знают, стараются ее замолчать. Это туристы.

— Туристы губят экологию?

— Не то, чтобы сами туристы губительны для экологии. Туристы — они и есть туристы, что с них взять. Экологию губит наше отношение, а, точнее, отношение к ней наших законодателей. Например, до сих пор нет закона, который ограничил бы шум, нет закона, по которому туристов штрафовали бы за то, что они мусорят. У нас нет политики градостроительства, ориентированной на туристов.

Вот в Лимассоле, к примеру, туристы везде, никуда от них не деться. С одной стороны, они шумят, мусорят, пьянствуют и буянят. Но с другой стороны они приносят ощутимый доход в госбюджет. Поэтому наша задача ограничить их действия законодательно таким образом, чтобы они отдыхали, но при этом не мешали людям жить.

— И как же это можно сделать?


— Пока что это затруднительно. Вот приведу простой пример. За последний месяц у нас сотни звонков от жителей одного из районов Никосии. Все дело в том, что там открылся ресторан. Ну, казалось бы, открылся и открылся, муниципалитет выдал лицензию. Но в ресторан приезжают люди, и значит, они паркуют свои машины. Где они это делают?

Правильно — под окнами у жителей. Машины рычат и мешают спать. К тому же в ресторане играет музыка, а пьяные посетители выходят покурить и поорать. Под утро они начинают разъезжаться, как вы понимаете — тоже не бесшумно. Люди жалуются. А что мы можем сделать? Теперь мы не можем отобрать у них лицензию. Надо было раньше думать, когда выдавали.

— Кстати, о лицензиях. Говорят, что если власти будут продолжать такими же темпами выдавать лицензии на охоту, то скоро на Кипре вообще никаких ни животных, ни птиц не останется. Так ли это?

— Так. Меня опять обвинят во всех грехах, но я скажу. У нас действительно слишком много охотников и не так много зверей. К тому же наши охотники — не самые ответственные люди. Если, к примеру, киприот весь день охотился на разрешенных животных, но никого не поймал, то он точно не вернется домой с пустыми руками, а пристрелит кого ни попадя — лишь бы была добыча. По-моему, это довольно далеко от цивилизованной охоты.

— Есть ли в Европе страны с большими проблемами в вопросах экологии, чем на Кипре?

— По моему мнению, мы худшие в Европе по вопросам воды и общественного транспорта. В вопросах утилизации мусора мы придерживаемся бабушкиных методик. Хотя, с другой стороны экологи всегда брюзжат и вечно всем недовольны. Это у нас профессиональное.

Варвара Козлова


Просмотров: 2565
Оригинал: www.evropa-kipr.com

опубликовать в социальных сетях:
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter

Добавить комментарий
Имя
E-mail не публикуется
Web-сайт
Комментарий
15 – 5 = ?