Александр Герасименко: «Экономические санкции еще никогда и нигде не приносили положительных результатов, а только приводили к развалу национальных экономик» | События в Евросоюзе
читайте нас: RSS
Главная
-
Интервью
-
Александр Герасименко: «Экономические санкции еще никогда и нигде не приносили положительных результатов, а только приводили к развалу национальных экономик»
20.03.2012
Беларусь надеется, что санкции ЕС в виде экономического эмбарго, способные существенно повлиять на ВВП Латвии и занятость, не будут введены. Однако подобные угрозы заставили правительство разработать нерадостную для стран Балтии альтернативу, признал в интервью газете Dienas bizness посол Беларуси в Латвии Александр Герасименко.

1 марта государственный секретарь Министерства иностранных дел Латвии Андрис Тейкманис признал, что латвийским предпринимателям, вероятнее всего, придется готовиться к возможному запрету на экспорт и импорт из Беларуси. Подобные санкции могут сократить ВВП Латвии на 4-5%.  

- Какое решение обострившихся отношений ЕС и Беларуси Вы видите после отзыва послов ЕС из Минска?

- Беларусь никогда не подчинялась и никогда не будет подчиняться никакому диктату насчет того, как стране следует жить и работать. Это тупик, более того: санкции могут обернуться против этих хозяев ЕС бумерангом, хотя и могут показаться изгнанием белорусских конкурентов с рынков, которые теперь займут производители этих стран.

Беларусь надеется, что искусственно созданное обострение будет ослаблено, и не будут введены какие-либо ограничительные меры относительно деятельности стран-участниц ЕС, в том числе латвийских предпринимателей, по сотрудничеству с Беларусью. Это относится и к взаимной торговле, и к транзитным перевозкам. Появление такого понятия, как экономическое эмбарго, в публичном пространстве заставляет нас быть очень осторожными и одновременно разрабатывать различные сценарии развития ситуации.

Беларусь не одинока в своей позиции, так как это касается всего Таможенного Союза, в который входит три страны. Поэтому руководители правительств России, Беларуси и Казахстана подписали совместное заявление о недопустимости оказания экономического давления, ведь таким образом создаются искусственные барьеры в торговле и необоснованные препятствия для предпринимательской деятельности на огромном экономическом пространстве.

Экономические санкции оставят негативные последствия, во-первых, непосредственно для простых жителей, во-вторых, для предпринимателей. Руководители государств Таможенного Союза призвали ЕС и США отказаться от применения экономического давления и решать разногласия путем диалога. По данному вопросу имеется также заявление Китая. Силовые методы являются непродуктивными и причиняют большой ущерб. Имеется понимание ситуации со стороны практически всей политической и экономической элиты Латвии, выступившей с многочисленными обращениями о недопустимости экономического давления на Беларусь. Но я думаю, что в данной ситуации нужны не просто письма, а серьезная позиция по недопущению принятия решений, негативно влияющих на положение жителей своей страны.

- Может ли экономическое эмбарго ЕС – санкции – стать реальностью?

- Надеюсь, здравый смысл не позволит реализовать подобный сценарий. В некоторых странах-участницах ЕС введение эмбарго на сделки с Беларусью не оставит негативного влияния на народное хозяйство, а в других – Литве и в особенности Латвии – это неприятно повлияет на производство, торговлю и транзит. Упадет объем перевозимых по латвийской железной дороге грузов в направлении в/из Беларуси, существенно сократится объем перевалки грузов в латвийских портах, латвийские предприниматели останутся без производимых в Беларуси комплектующих деталей, торговцы – без белорусских товаров широкого потребления.

Последствием станет рост количества безработных, падение налоговых сборов. Сомневаюсь, что это в интересах Латвии. Это – упомянутый эффект бумеранга, с которым конкретно придется столкнуться Латвии в случае согласия с предложением о введении экономического эмбарго в отношении Беларуси. У латвийских предпринимателей, которые успешно работают и развивают свой бизнес в Беларуси, тоже будут проблемы, так как ЕС запретит им работать на рынке нашей страны.

- Каков удельный вес Латвии в экономике Беларуси?

- В 2011 году товарооборот Латвии и Беларуси по сравнению с 2010 годом вырос в 3,4 раза и достиг границы 3,366 миллиарда долларов США. Это исторический максимум. Побит рекорд 2008 года в 2,3 миллиарда долларов.

Удельный вес Латвии в общем экспорте Беларуси составил 7,8% в 2011 году, в свою очередь, в 2010 году было 3,7%. В торговых сделках двух стран – более 500 позиций товаров. Львиную долю белорусского экспорта (52,1%) занимают нефтепродукты, затем следуют растворители, полуфабрикаты, минеральные удобрения, тракторы, изделия из древесины, продукция легкой промышленности, мебель, соль, стекловолокно, дорожно-строительная техника, безалкогольные и алкогольные напитки и др. В прошлом году начата поставка 84 новых позиций товаров в Латвию на сумму 72,4 млн. долларов США.

Увеличился также экспорт Латвии в Беларусь – в прошлом году рост превысил 20% по сравнению с 2010 годом. В основном это медикаменты, рыбная продукция, цемент, ткани, металлоконструкции и др. В прошлом году Латвия являлась 13 крупнейшим инвестором (инвестировано 119.5 млн. долларов США) в Беларусь, обогнав Польшу и Литву, а также Эстонию, в основной капитал зарегистрированных в Беларуси предприятий латвийские предприниматели в прошлом году инвестировали 62 миллиона долларов США. В Беларуси работает 377 совместных предприятий с латвийским капиталом. В течение прошлого года количество СП увеличилось на 94.

В Латвии с участием белорусского капитала работает 756 предприятий. Более того: Латвия является важным партнером Беларуси в транзите товаров, так как 50% всего белорусского экспорта, который поставляется в третьи страны по морю, направляется через Латвию. 8,8 млн. тонн нефтепродуктов, или 80% всего белорусского экспорта нефтепродуктов, осуществляется через латвийские порты.

- Могла бы Беларусь еще больше увеличить поток своих грузов через латвийские порты?

- В случае, если не будет принято решение об экономических санкциях, и объем торговых сделок, и объем транзитных товаров между двумя странами могли бы только вырасти. По данным за январь этого года, по сравнению с январем 2011-го объем торговых сделок вырос более чем в 3,6 раза. Это еще раз свидетельствует о заинтересованности Беларуси в экономическом сотрудничестве.

Мы готовы и дальше увеличивать транзит своих грузов через логистически самые выгодные для нас латвийские порты. Еще имеется вопрос о работе нефтепровода, однако, к сожалению, все предыдущие попытки возобновить его работу и переваливать через Вентспилс венесуэльскую нефть на Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод были безуспешными из-за позиции компании латвийской стороны LatRosTrans и ее владельцев. Это было бы выгодно и Беларуси, и Латвии.

- Если все-таки ЕС договорится об экономическом эмбарго в отношении Беларуси, есть ли план переориентации потока экспорта и транзитных грузов?

- Надеюсь, что все-таки до этого не дойдет. Мне будет очень жаль, если сложившиеся за многие годы взаимовыгодные связи будут разрушены. Однако возможные угрозы правительство Беларуси не оставляет без внимания, поэтому разрабатывается вариант диверсификации рынка на случай Х.

Беларусь не заинтересована менять выгодные для себя транзитные коридоры для поставки своих товаров покупателям. Но могу сказать, что российские порты на Балтийском море уже давно проявляют интерес к транзиту белорусских грузов. Поэтому в случае развития наиболее неблагоприятного сценария наши грузы могут быть переориентированы в российские и украинские (черноморские) порты. Многие товары, которые сейчас экспортируются в ЕС, будут переориентированы на другие рынки: России, Казахстана, стран Азии, Ближнего Востока, Южной Америки, где их хорошо знают и, скажу откровенно, ждут. Однако Беларусь не хочет подобного переустройства и реализует это лишь в случае крайней необходимости.

- Могла бы Беларусь предпринять ответную реакцию со своей стороны в случае экономических санкций ЕС?

- Да, это будет неизбежно, однако от этого потеряют все – и Латвия, и Беларусь, возможно, и Украина и Россия. Беларусь может ввести запрет на транзит грузов через свою страну на товары ЕС и товары третьих стран в ЕС. Неприятно, однако, челночный поезд «Зубр», который перевозит грузы с Украины и Беларуси в порты Балтийского моря и обратно до Черного моря, а также транзит российских товаров через Беларусь могут стать историей. Сомневаюсь, что это выгодно латвийским портам, стивидорным компаниям и латвийской железной дороге, которые могут лишиться почти половины перевозимых грузов. Это определенно будет способствовать безработице на всех отрезках цепи в Латвии.

- Разве таким образом не увеличится влияние России на экономику Беларуси?

- В случае подобного неблагоприятного сценария это может произойти, однако это не означает, что Беларуси следует уступать ЕС и США, которые путем унизительных давлений и ультиматумов, не признавая результатов наших всенародных выборов, вот уже более 15 лет пытаются заставить суверенное и независимое государство жить по их указке. А сейчас – уже и угроза экономических санкций, которые кроме новых межгосударственных напряжений и ухудшения жизни простых людей еще никогда и нигде не приносили положительных результатов, а только приводили к развалу национальных экономик.

В этой связи я думаю: а не это ли и является целью экономически развитых стран для завоевания новых рынков сбыта. Используются любые методы, включая и политику, и экономику. И Беларусь, единственная из всех бывших республик СССР не давшая растащить свои предприятия, сумевшая сохранить и приумножить экономический потенциал страны, сохранившая рабочие места для своих жителей, поставляющая сегодня конкурентоспособную продукцию более чем в 130 стран мира, становится серьезным конкурентом на мировых рынках.

Сегодня Республика Беларусь более 60% своего ВВП поставляет на экспорт, причем 40% всего объема идет в страны ЕС. Беларусь занимает на мировом рынке продажи 30% большегрузных автомобилей, 10% колесных тракторов, 16% поставок калийных удобрений, около 10% молочной продукции. На мировых рынках известны изделия химических производств, наше приборостроение, с/х машины, холодильники, автобусы, троллейбусы, трамваи, бензин, дизельное топливо и т.д. Беларусь всегда выступала за мирное сосуществование и невмешательство во внутренние дела других государств и ждет того же самого от других стран.


Просмотров: 1792
Оригинал: db.lv

опубликовать в социальных сетях:
Хотите быть в курсе всех событий в ЕС?
Подпишитесь: RSS, E-mail, Twitter

Добавить комментарий
Имя
E-mail не публикуется
Web-сайт
Комментарий
15 – 5 = ?